В автобиографии Убивая
время Фейерабенд описывает собственный
переход от «холодного эготиста» к человеческому существу, способному на дружбу
и любовь. Он рассматривает свой холодный эготизм как просто более отчетливую
форму так называемой «индивидуальности» в нашей Западной цивилизации. Вокруг
каждого из нас есть барьер, границы, изолирующие и определяющие каждого
индивида, ограничивая его экзистенцию, удерживая от исчерпывающего диалога и
свободного обмена: «тот факт, что стороны общения имеют индивидуальное
существование, устанавливает пределы для проявления чувств и действий».
Фейербабенд хорошо сознавал существенность этого своего барьера
эготизма, сожалел об этом, но длительное время ничего с этим не
делал. Постепенно у него стал возникать опыт размывания, нечеткости этих границ
и он ощутил что «становится менее определенным». Общение с «умными женщинами», умными
в смысле эмоционального разума, дало ему переживание размывания границ: «они,
их мысли, их способы взаимодействия с миром были менее определенными чем мои …,
разговор с ними, казалось, растворял грань между мыслями и чувствами, знанием и
фантазией, серьезными темами и более легкомысленными». Это то, что Фейерабенд
называл деконструкцией, растворяющей
демаркации и четкие различия. Общение с женщинами позволило Фейерабенду
приступить к деконструкции своей ограниченной индивидуальности, что является
важным моментом процесса индивидуации.
После становления-женщиной пришло становление-собакой, как
выразился бы Делез. Приятельница Фейерабенда Барбара завела собаку по кличке
«Роммель». Как представляется, она намеревалась укрепить собственную
индивидуальность и её границы: «образ себя, который у неё был – недоступно
восхитительная, в спортивном авто, и непревзойденно благородная собака за её
спиной». Ясно выраженная «неприступная» идентичность. За исключением того, что
собака не удовлетворяла этому фантазму живого талисмана: она мочилась приседая
подобно щенку, совсем не как мужественный самец, и «её обильно вытошнило» в
одной из увеселительных прогулок. В честь этого события Фейерабенд назвал
собаку “Spund”, композиция из «тошнить» и «собака» на немецком (spucken + Hund). Вместо
эстетизированного и недоступного Роммеля получилась малоприятная и грязная
блевотная собака Спунд.
Игры с собакой Спунд продолжили деконструкцию ограниченной
индивидуальности Фейерабенда: «некоторые более твердые слои моей натуры
разложились». Это произошло потому, что у Спунда «не было характера» с точки
зрения эстетической программы, обозначанной именем Роммель. За изменения
платить не пришлось: «не было ни руководства, ни контроля, ни поддержания
претензий».
Это пёс принадлежащий бессловесной природе, коммуницирующей
без языка посредством производства и интерпретации знаков: «Спунду понятно, что
я говорю – он моментально ухватывает подводное течение эмоций». У него глаз
животного, не допускающий обмана и притворства. Его поведение обладает
спонтанностью необузданной природы: «Будто сама Природа обращалась ко мне
напрямую». Это отношение было не схематичным обретением шаблонных манер, а
свободным бескорыстным обменом: «Всё это следствие симпатии, а не тренировки».
Отношение было совершенно физическим, даже жестоким: «Иногда я надевал старую
одежду и мы довольно жестоко сражались».
В этих отношениях просматривается связь между собакой и депрессией.
Фейерабенд говорит о своем равнодушии и чувстве вины за отстраненность от
родителей. Он рассказывает о депрессии после публикации «Против метода» и последовавших пустых дискуссиях: «Депрессия была
со мной более года; это было словно животное, вполне определенное и
пространственно локализуемое существо». Депрессия изображается им как преданная
собака, сопровождающая на прогулках: «начиная с утренней прогулки она уже
здесь, моя преданная депрессия». Депрессия - это становление-собакой, которая
замедляла Фейерабенда в этот момент жизни, но она не двинула его вперед. Она
сохранялась до встречи с блевотной собакой Спундом, которая принесла
«потенциальности перемен», «открыла его переменам» и сделала «более
внимательным» к людям.
По мере того, как Фейерабенд
деконструировал другие слои своей натуры, происходило припоминание его
прошлой жизни и свойственный ей барьеров. Блевотная собака – символ анамнесиса
как процесса отрыгивания прошлого. Джеймс Хиллман пишет: «В депрессии разум мечется
в поисках причины, отрывает старые кости, которые приходилось грызть много раз
до того – прошлые грехи, упущения и сожаления. Отрыгивание как медитация, а
затем приходит ощущение себя как уродливого и зловонного, виноватого во всём».
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD
ОтветитьУдалить