понедельник, 24 декабря 2018 г.

Реза Негарестани: Философия Реинжиниринга



Едва ли не самая ожидаемая философская книга последнего времени - «Интеллект и Дух», Реза Негарестани (Intelligence and Spirit, Reza Negarestani, 2018)

Беседа в связи с запуском книги в ноябре 2018 в Нью-Йорке. Реза Негарестани и Robin Mackay    


Robin Mackay: Прежде чем пригласить Резу для обсуждения некоторых тем и амбиций книги "Интеллект и Дух", я хотел бы сделать краткое, довольно личное вступление, сообщив впечатления от книги, в качестве издателя и читателя.

Характеризуя очень широко, И&Д - это кропотливое исследование понятий интеллекта и искусственности. Книга начинается с вопроса: Что означает философски говорить об искусственном общем интеллекте (an artificial general intelligence - AGI), возможности которого будут, как минимум, равны нашим? Является ли человеческое корректной или единственной моделью, чтобы начать пытаться концептуализировать такой интеллект? И, вглядываясь в различные предложения и программы исследований искусственного разума, и еще внимательнее - в более широкое понятие искусственного общего интеллекта - способны ли мы прояснить что конкретно понимается под интеллектом? Кульминацией книги является взгляд на саму философию как программу обыскусствовления (artificialization) интеллекта или программу обыскусствовления  в качестве интеллекта.

вторник, 30 октября 2018 г.

Свобода от свободы воли


Упорствующая пассивность от св.Франциска до Марселя Пруста и Франца Кафки не так пассивна как может показаться. 


Ниже - краткий синопсис работы 


Смех Кафки запускает критику сложившейся концепции свободы как свободы воли индивида, которая доминирует в политической и философской традиции на Западе. Не кажется ли эта мысль абсурдной: ведь мир Кафки не только так сверх-детерминирован трагедией, что в нём нет места юмору, но еще это мир заключения, где свобода полностью отсутствует.

понедельник, 8 октября 2018 г.

Преодолеть "диспозитив собственного"


Greg Bird в книге "Containing Community: From Political Economy to Ontology in Agamben, Esposito, and Nancy, 2016" задаётся вопросом, возможно ли представить  такое сообщество, где «быть» и одновременно «не-владеть» не является чем-то невозможным. Для ответа он привлекает Прудона, Маркса, Хайдеггера, а затем современных мыслителей Нанси, Агамбена и Эспозито и производит деконструкцию предрассудка собственничества.
Ниже – заключительная часть книги, где сводятся позиции Нанси, Агамбена и Эспозито.

Две стержневые проблемы - диспозитив собственного (proper) и отношение между онтологией, этикой и политикой. На первый взгляд каждого из философов можно прочитывать как совершающего танцевальные движения с Хайдеггером... Но было бы неверно сводить их исключительно к хайдеггерианской линии, поскольку у каждого имеется свой ряд философских и политических предшественников, довольно далеко отстоящих от Хайдеггера. Более того их увлеченность различными так называемыми "региональными онтологиями" не является отчуждающим жестом. У каждого имеется много инсайтов в своих конкретных областях, повлиявших на отношения с онтологией, политикой и этикой касательно диспозитива собственного.

среда, 5 сентября 2018 г.

Ален Бадью: от Неолита - к Коммунизму


«Лишь Капитализм виновен в разрушительной эксплуатации Природы»

Сегодня стало общим местом заявлять, по различным основаниям, о конце человеческого вида, как он нам известен. Эта специфическая экология приобретает мессианические черты, хищники одолевают это несчастное животное, так что скоро человек уйдёт из мира живых. Что касается технологического рывка, то нам обещают неразбериху, роботизацию всякого труда, дигитальное цветение, автоматичное искусство, пластмассовых киллеров и опасности сверхчеловеческого разума.
В результате на поверхность вышли эти пугающие категории – трансгуманизм и постгуманизм; или, симметричным образом, возвращение к анимализму – где разновидности пророчеств либо опираются на техническое творение или скорбят об атаках на Мать-Природу. Я воспринимаю все эти предсказания как совершенно идеологический шум, имеющий целью затенить реальную опасность, перед которой сегодня оказалось человечество, а конкретно – тот тупик, куда нас направляет глобализованный капитализм. В действительности именно эта общественная формация, и только она, будучи связана со строгим понятием частной прибыли, ответственна за разрушительную эксплуатацию природных ресурсов.

среда, 29 августа 2018 г.

Критика капитализма: три направления


Что не так с капитализмом?


Запрос на Критику 

Формируемая настроением эпохи критика может быть расплывчатой, иногда недостаточно сложной, и в ряде отношений даже обескураживающе пренебрежительной. Тем не менее, для самого этого запроса имеются серьезные основания или во всяком случае понятные причины.
Но в чем на самом деле проблема с капитализмом? Ошибочен ли он, несправедлив, иррационален или является злом? Порочен он или глуп - или у него просто не получается? Поставим вопрос иначе: На каком основании капитализм подвергается критике?
В статье я не привожу никакой новой информации для ответа на этот вопрос,  также не могу предложить нового эмпирического диагноза текущего положения в мировой экономике или даже конструктивных предложений и рекомендаций для смягчения кризиса. Хочу заняться следующим: рассмотреть а затем поставить вопросы с методологической точки зрения о трех способах критики капитализма - какие действия соответствуют каждому из этих способов, и какие возможности они активизируют для критики капитализма как особой формы экономической и социальной организации. (Т.о. прежде всего сосредоточимся на методологическом вопросе о задействованных типах рассуждений, и чего от них можно ожидать).

суббота, 9 июня 2018 г.

Институции сегодня


Что такое (хорошая) институция?

Институции - хребет социальной реальности; они придают ей форму и стабильность. Таким образом, поскольку они есть часть инфрастуктуры общественной жизни, исследование обстоятельств их успеха или неудачи это вопрос действительного интереса для социальной философии. Институции не только в существенной части создают условия в которых проводят свою жизнь индивиды - скорее, как уже многократно говорилось, мы по факту сталкиваемся с ними буквально "с колыбели до могилы": от них нельзя уклониться. Но они также принадлежат к "социальным условиям индивидуальной само-реализации" (по выражению Акселя Хоннета). Если последовать за определением конкретного горизонта социальной философии у Хоннета, то можно особо выделить проблематику "хороших" институций или, в обратной оптике, специфику " институциональных патологий". В этой перспективе институции исходно теряются из виду в контексте проблемы стабильности политических систем. Их легитимность и их верное установление не единственный интересующий аспект. Возможны такие расклады при которых институции будут терпеть неудачу или инфицироваться, и это невозможно в полной мере прояснить задавая вопросы об их легитимности или их стабильности - хотя сами эти проблемы всегда важны. Конечно, для институции возможен провал по причине нестабильности; также возможна ситуация когда институция не достигает успеха из-за своей неправомерности или поддержки несправедливой общественной системы. Как бы то ни было, в перспективе социальной философии уделяется внимание институции как таковой. Имеется в виду, что ставится под вопрос - хороши они или плохи  как институции и улучшают ли они жизнь индивидов, которые формируются этими институциями но также их и учреждают. Одновременно здесь присутствует идея, что институции не являются просто нейтральными посредниками наших целей или беспристрастными дистрибьюторами социальных благ и свобод. Если разговор о справедливом устроении общественных отношений затрагивает базовые институции общества, то осуществление принципов справедливости зависит от формы самих институций, т.е. от того, каковы эти институции как институции и что они делают как институции. Но если это важно, то мы не можем рассматривать такие институции просто в качестве черного ящика. Другими словами, не следует останавливаться на оценке воздействия институции, но напротив, нужно рассмотреть социо-онтологические основания того, чем в действительности является институция, как она работает и как она воздействует на вещи - и на основании этого можно перейти к вопросу: хороша она или плоха как институция.

четверг, 17 мая 2018 г.

Агамбен: гражданская война и политическое


Стазис - состояние остановки любых процессов
Короткая книга Джоржио Агамбена Стазис: Гражданская война как Политическая парадигма включает два коротких эссе, одно посвящено афинскому концепту "стазиса" или гражданской войны, другое - роли множества в Левиафане Гоббса. Связывает их, говорит Агамбен, представление о том, что "конститутивным элементом Государства модерна" является "а-демия... т.е. ... отсутствие народа (demos)". Понятно, что это довольно неожиданно для "западной политической традиции",  в которой, по замечанию Агамбена, "концепт народа" является "возможно, наиболее фундаментальным ". Попробуйте подумать об этом, не упуская из виду зачин американской конституции, эту фразу "Мы, народ...", полагаемую политическим краеугольным камнем в основании страны.

понедельник, 14 мая 2018 г.

Имманенция, трансценденция. Философия и математика


Рокко Гэнгл (Rocco Gangle). В 2015 была опубликована работа "Диаграмматическмая имманенция" (Diagrammatic Immanence
Category Theory and Philosophy). В кругу интересов философия имманентности (Спиноза, Делез, Ларуэль), семиотика и логика Пирса, теория категорий. Настоящее интервью опубликовано в 2015.

четверг, 19 апреля 2018 г.

Реза Негарестани: Ингуманизм


Авторская дистилляция ранее опубликованного текста 
"Работа Ингуманистичного" (часть I и часть II

Разумная Ингуманистичность  /Rational Inhumanism
Анти-гуманизм и эссенциалистский гуманизм это две стороны одной монеты. Последний является инфляционным представлением человеческого, определяемого как неизменная, неприкосновенная структура или сущность (биологическая структура, неизменная природа, божественный дар и т.п.), а первый - размыванием этой сущности (посредством естественных наук, технологий или метафизического обесценивания статуса человека как лишь еще одного объекта среди множества других). Вместе анти-гуманизм и эссенциалистский гуманизм приводят к двум несовпадающим выводам из одного набора исходных посылок. Дело не в том, что их ответ на проблему, с которой они пытаются совладать, ошибочен, а скорее в том, что сама проблема к которой они подступают является ложной, псевдо-проблемой.

вторник, 13 марта 2018 г.

Агамбен: генеалогия Клятвы


отсюда

Клятва сегодня представляется как что-то невразумительное и устаревшее. Словно загадочный реликт прошедших времен она пробуждает власть священного и сверхъестественные силы, выходящие за рамки человеческих способностей, и, действуя таким образом, исполняет свою цель, а именно - сообщает истину. Поскольку такая властность уже не столь эффективна как это было прежде, во всяком случае в общественной и политической жизни клятва как речевой акт оказывается в опасности исчезновения, день за днем теряя свою силу. Однако, известный итальянский философ Джоржио Агамбен полагает иначе. Конечно, клятва находится в упадке, однако исследование её глубинных слоёв, утверждает он, покажет нам не только причину столь архаичного и загадочного её звучания, но также приоткроет каким образом сохраняющиеся практики и институции - моральные, правовые или политические - всё еще продолжают на неё опираться, хотя и в иных формах. Эту проблематику Агамбен затрагивает в работе Таинство языка: Археология клятвы, посвященной упадку клятвы в современных обществах. 

понедельник, 26 февраля 2018 г.

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ



Другой "нео-рационализм".  Как его определяет Питер Вольфендейл
Не я запустил термин "неорационализм", но он непротиворечивым образом описывает то, над чем работают Рэй Брасье, Реза Негарестани, я сам, а также многочисленные наши попутчики. Здесь нет ничего, чему мы давали бы определение, и как раз поэтому название не является осознанно выбранным. Однако сегодня мне напомнили о неявной приверженности, сам факт которой может использоваться для отличения нео-рационализма от его оппонентов, если вообще возможно говорить о чем-то вроде последовательной философской программы действий. Скажу так:
Отказаться от всякой рациональной интуиции во имя разума, настаивать на отсутствии не только интуитивной способности рационального познания, но также и интуитивного обретения структуры самого разума, его возможностей и ограничений. Разум это не то, что вы о нём думаете. Разум не есть рационализация. Разум не рационален.

вторник, 2 января 2018 г.

Прометеанизм. Два брата

Александр Гэллоуэй о Прометеанизме 
в контексте акселерационизма: 
Brometheanism ("Bro" - разг. братишка, братан)

....
Чем хорош акселерационизм? И чем плох? Мне нравятся амбиции и размах. Несомненно, готовность акселерационистов бросить вызов левым ортодоксиям действует освежающе. Также радует настояние акселерационистов о серьезном  отношении к технологиям и науке. И я, конечно, согласен что в акселерационистских или иных гипертрофированных интервенциях есть существенная тактическая нужда (мы с Юджином Такером обращались к ним за примерами). И всё-таки по существу я вижу акселерационизм  как тактику по ошибке принимаемую за стратегию. Одновременно как раз такого рода акселерационизм желают видеть на левом фланге представители дот-ком бизнеса. Но кроме того, и это гораздо важнее, акселерационизм склонен к патернализму и потому страдает пороками элитизма и предельно реакционной политики...