Из блога Леви
Брайанта
В
своих исследованиях Леви Брайант стремится совместить подходы реляционизма и
реализма, используя в качестве визуального представления «борромеев узел» и
логические диаграммы Венна.
С
их помощью он представляет взаимодействие категорий «природа», «знаки
(культура)» и «феноменологический опыт», которые приблизительно соответствуют
лакановским категориям «реального», «символического» и «воображаемого»,
следующим образом:
Эта
диаграмма позволяет нам проанализировать, как эти три категории переплетаются,
модифицируются и различаются друг от друга. Область каждого из трех кругов
обозначена соответственно множествами S, P и M, и три круга в
пересечении образуют 7 областей, представленных ниже:
Если
точка принадлежит области 1, то она принадлежит множеству S и не принадлежит множествам Р и М. Это соответствует,
например, категории реального у французского философа Франсуа Ларуэля, которое
не имеет точек соприкосновения ни со знаковым, ни с феноменологическим.
Если
точка принадлежит области 2, то она принадлежит множествам S и Р и не принадлежит множеству М. Это может,
например, служить для иллюстрации теории струн в физике. Математическая теория
струн относится к области знаков и претендует на некоторое гипотетическое
представление законов природы. Однако, при этом феноменологическое
представление теории струн, использующей 11 размерностей, невозможно.
Если
точка принадлежит области 5, то она принадлежит множествам S, Р и М. Это может служить в качестве иллюстрации,
например, для такого понятия как депрессия. Депрессия обладает
феноменологическими симптомами, обусловленными знаками (культурой), что влияет
на физиологические нейрологические структуры.
В
дальнейшем для исследования взаимодействия реализма и
анти-реализма-корреляционизма-социального конструктивизма автором оставляются
только два круга – «природа» и «знаки».
«Сильный»
анти-реализм-корреляционизм-социальный конструктивизм представлен следующим
образом:
Здесь
заштрихованная часть исключается. Такая диаграмма сводится к высказыванию, что
«нет природы, если нет культуры». То-есть природа есть полностью социальная
конструкция. Такие объекты как атомы, звезды, вирусы и т.п. не существуют вне
культуры. Когда культура исчезает, то они перестают существовать. Философ Латур
очень близко подошел к такой точке зрения в его статье «О частичном
существовании существующих и несуществующих объектов», где он утверждает, что
это анахронизм считать, что Рамзес II умер
от туберкулеза, а также в его статье «Историчность вещей», где он полагает, что
микробы не существовали до Пастера. В данном случае существовать эквивалентно быть
символизируемым культурным продуктом.
«Сильный»
реализм представлен следующим образом:
Здесь заштрихованная область
исключается. В данном случае нет пересечения реального и символического, и реальное
существует независимо от символического.
В
этом случае часто неясно, говорят ли представители «сильного» реализма и
анти-реализма об одном и том же. Для сильного анти-реалиста существуют
различные истории о реальном, и эти истории одинаково валидны. Например,
располагая единой опытной симптоматикой туберкулеза, они считают, что причина
туберкулеза культурно обусловлена и может быть представлена в разных культурах
в форме теории гуморальной или бактериальной причины. То-есть допустимо
сосуществование сразу несколько валидных теорий причины туберкулеза. Сильный
реалист может подвергнуть сомнению обе эти теории и считать, что при этом не
исключается возможность и других теорий.
Приведенные
выше две диаграммы могут быть также сформулированы соответственно как « Вся природа
есть культура» и «Природа не есть культура». Можно расширить анализ путем
введения количественных вариаций. «Некоторая природа не есть культура»,
«Некоторая культура не есть природа» и «Имеются гибриды природы и культуры».
Диаграммы для этих пропозиций, каждая из которых может претендовать на истину,
соответственно следующие:
Соответствующая
область помечена крестом. В этом случае бактерия туберкулеза располагает своим
собственным существованием и не является социальной конструкцией. Это не
исключает, тем не менее, что бактерия была открыта в результате социальной
активности. Здесь нет места для сосуществования различных теорий -
бактериальная теория туберкулеза истинна, а гуморальная нет.
Следующая диаграмма:
Некоторая
культура не есть природа
Эта
область помечена крестом и является областью чистых культурных конструктов. В
эту категорию попадают, например, деньги, идеологии, Боги, национальные
идентичности и т.п. Они существуют только в культуре через их наименование в
ней.
Возможно
наиболее интересными объектами являются объекты - гибриды природы и культуры.
Это такие объекты, которые не существовали бы в природе без вмешательства
культуры, но которые располагали бы своим собственным сущностным
существованием:
Гибриды
природы и культуры
Область
помечена крестом. В качестве примера такого гибрида могли бы быть синтетические
атомные элементы. Они не встречаются в
природе, а производятся в лабораториях. Тем не менее, они обладают своим
собственным сущностным существованием.
Диета
кажется сходна с этим. С одной стороны, диета является символическим кодом,
определяемым табу, списком необходимых продуктов питания, национальной
идентичностью и т.п. С другой стороны, диета – это химические процессы,
происходящие в теле. Если теоретики эволюции и развития правы в своем
утверждении, что геном – это скорее множество тенденций, чем паттерн, и что
поле возможных тенденций может быть актуализировано различным образом, то в
этом случае диета, возможно, может формировать различные тела на уровне
фенотипа как результат различной актуализации генома. Диета в данном случае
выступает не только как культурный фактор, но и как фактор, влияющий на природу.
Символическое здесь выписывает не воображаемую топографию, а нечто природное.
Автор
считает, что предложенный визуальный подход позволит в будущем анализировать
сверхсложность философских ассамбляжей без излишней редукции. При этом может
использоваться различного типа комбинаторика элементов этой модели.
Согласно
этой модели мы имеем три типа Абсолюта, независимых друг от друга:
·
Абсолют
природы,
· Абсолют знаков,
· Абсолют воображаемого.
· Абсолют знаков,
· Абсолют воображаемого.
Возможен
анализ пар этих абсолютов, где один доминирует или обуславливает другой:
·
Природа
– Знаки,
· Знаки – Природа,
· Природа - Воображаемое (здесь, например, можно анализировать как нейрология структурирует жизненный опыт, для которого это остается недоступным),
· Воображаемое - Природа (здесь можно анализировать пост-человеческое или опыт нечеловеческих существ).
· Знаки – Природа,
· Природа - Воображаемое (здесь, например, можно анализировать как нейрология структурирует жизненный опыт, для которого это остается недоступным),
· Воображаемое - Природа (здесь можно анализировать пост-человеческое или опыт нечеловеческих существ).
Возможен также анализ триад, части которых связаны различными отношениями доминирования:
·
Природа - Знаки - Воображаемое
·
Знаки - Природа - Воображаемое
·
Воображаемое - Знаки - Природа.
Настоящая публикация подготовлена Анатолием В.
и размещена здесь по его просьбе
Комментариев нет:
Отправить комментарий