Отрывок из будущей книги «Разум и Дух». Это размышления о
философских основаниях глобального искусственного разума и наступлении эпохи
общественного интеллекта. Линия мысли восходит к таким философам как Кант,
Гегель, Марксу, Пирс, Брэндом и Селларс с акцентом на важность общественного
разума как summum bonum человечества. Завершающий раздел, построенный на
социальной этической философии Нового Конфуцианства (в особенности – поздние
работы китайского философа Mou Zongsan,
1909–1995), сосредоточен на синтетической интеграции рационализма и социального
освобождения. Это - коллективный проект по работе над собой, позволяющий воплотить
постигающий себя разум.
Примерно миллиард лет
назад началось развитие первых рудиментарных форм обработки нейронной
информации. Более пятисот миллионов лет назад в кембрийскую эпоху эволюция
более сложных нервных систем в сочетании с передовыми визуальными следящими
системами пробудила ощущение катастрофы, откуда произошла организация нервной
системы как «органа отчуждения», способного к производству так называемой ментальной прерывистости.
Посредством этой эффективно управляемой ментальной прерывистости организм обрел
способность дифференцировать области пространства, прекрасно отличая себя от
своей пищи и хищников. Одновременно обретая протяженность в виде в
пространственно-временной целостности организма – а по существу разрыв
пространственно-временной непрерывности – и пространственно-временной
связанности, нервная система открыла для организма возможность распознавать
предметы отличные от самого себя, направляя его на исследование и чувствование
своей среды обитания.
С началом процессов
нейруляции и цефализации у позвоночных такие исходные вычислительные препятствия,
как: комбинаторный взрыв (экспоненциальный
рост числа вариантов или требуемых для решения задачи ресурсов при линейном
увеличении размерности задачи), построение моделей выбора, прогнозирующие
вычисления, моделирование движения и упреждающая адаптация на уровне организма
- были последовательно преодолены. В конце концов неотенический мозг поднял
сложность нервной системы на новую ступень. Отмеченный максимальным
функциональным закреплением, размах эволюционной диверсификации – выступающий здесь как приращение
экстенсивного структурного разнообразия – существенно сократился. Максимизация
функционального закрепления и сокращение структурных различий неотенического
мозга пока не сдерживали развития когнитивных процессов, а скорее направляли их
(особенно абстрагирование и моделирование) к новым функциональным перспективам,
относящимся к социальной сфере. Развитие социальных познавательных технологий,
таких как применение орудий и языка, позволило решить две из наиболее важных
вычислительных задач, а именно качественное уплотнение и устойчивость
информации необходимой для учреждения общинного знания и дальнейшего расширения
и координации в понимании и действии. Качественная организация и стабилизация
информации посредством формирования концептов, как обобществленных элементов
знания, трансформировали когнитивные возможности познания в социальную
реальность и т.о. обеспечили овладение и применение более высоких уровней познавательной
способности, недостижимых иным образом в био-эволюционной перспективе.
Не прошло и пятисот лет как
мы вдруг обнаружили, что не находимся в центре мироздания, а чуть более трехсот
лет как открыли, что материя вселенной подчиняется и удерживается в единстве
законами физики. Всего полтораста лет как мы узнали, что не являемся детьми
Господа и начали изучать следствия из этого знания, хотя и на сегодняшний день
религиозный взгляд на происхождение видов широко распространен и яростно
отстаивается. Вторая сотня лет идёт как мы «начали открывать для науки новый
континент, имя которому История», осознавая, что история постигается не просто
как материк знания, но как интегрирующее пространство, в котором все прочие
формы знания, теоретического и практического, могут сплавляться скрепляя друг
друга. То, что Альтюссер выводил как фундаментальное открытие Маркса, связанное
с историей человеческого знания, маркирует новую фазу эволюции разума, а именно
разум общественный. Это есть форма интеллекта, которая открывает путь для новых
вопросов и новые горизонты – «на что направить мысль», «что осуществить» подключая
достаточно организованное эпистемическое
опосредование и социо-политическое вторжение, соединенные вместе как функциональная организация, которая необходима
для социального воплощения расширенного познания. Теоретически и практически
захваченный вопрошанием – что значит иметь историю, каково это: трансформировать,
воссоздать и перенацелить эту историю ввиду наличных социальных нормирующих позиций
относительно прошлого и будущего – общественный разум превращается в силу, для
которой познавательная способность проявляется как социальный ре-инжиниринг
существующей реальности.
Именно возможность
объединения и приведения в действие всего знания в интегрированном пространстве
истории – простирающейся от примитивных форм Духа к его продвинутым социальным
формам – предвещающем новую форму разума, для которого знание следует транслировать
в плоскость социально-исторического вторжения, и вторжение, как ре-инжиниринг
социально-исторической реальности, должно углубить исследование истории, то
есть распознание прошлого и интеграция в направлении будущего.
Открытие истории как
нового континента знания, где техно-научное развитие, экономика, политика,
этика и социальная борьба способны интегрироваться и услиливать друг-друга,
является результатом углубления исторической реальности как в её
ретроспективно-медитативном так и интегративно-перспективном измерениях. Но
углубление реальности истории есть ни что иное как её переустройство и
воссоздание посредством понимания и вторжения. Познание истории как науки,
сколь бы тривиально это не звучало, есть гегемонический импульс, с одной
стороны - раскрывающий меморативно-обобщающие свойства истории и её социальное
развитие к пониманию в самом широком возможном смысле, а с другой –
вклинивающийся в последовательность и реальность истории через социальное
освоение этого расширяющегося понимания, действуя прямо и решительно. В
противном случае следует сказать, что мы не есть существа наделенные историей
и, что более серьезно, мы по-прежнему есть обитатели тёмных веков, когда
история является столь же непроницаемой сколь и недостижимой божественной
сферой, неизъяснимость которой оказывается истоком небесного гнёта, а на земле питает
романтизм и мистицизм.
Иными словами, познание
истории как науки есть по сути само-возрастающая тенденция к тому, чтобы
историю иметь. Но что это значит иметь историю, как не подвергать её трансформации
и не разворачивать к будущим горизонтам
невидимым из прошлого, признание которого должно быть не пороком, а способом освобождения
настоящего от прошлых обязательств, либо отказом от них, либо коллективным
пересмотром. Именно из этого следует, что открытие Маркса посредством истории преобразует
стремление к пониманию и активному вторжению, научному знанию и социальному
воплощению в такой проект, где сплетаются социальное освобождение и эволюция
разума, вступая в Одиссею динамического усиления и обоюдной диверсификации.
Хотя разум по-прежнему встроен в природу, и его естественная история
практически не претерпела изменений, смены ориентиров или пересмотра, он
перестаёт быть разумным. Также представляется совершенно невероятным, чтобы
принятая концепция разума оказалась способна развернуться к освобождению не вглядываясь
в собственную естественную историю и не проработав свои основания. Но еще сомнительней выглядит интеллект,
который не выдвигает собственных запросов, безусловно предполагающих
реконструкцию и исправление своего природного склада, своего разнородного
воплощения. История интеллекта подминает свою естественную историю историей
своих обязательств и потребностей, поскольку история разума есть история переформатирования
природного порядка. Переучреждение естественной истории не посягает на
природные законы, но выводит их на новый уровень стремления к уже заданным
целям.
Открытие Марксом …
движения к осуществлению социального разума придаёт предстоящей работе особый смысл.
Еще более важно, что оно выражает истину нашего века, что мы находимся лишь в
пред-истории общественного разума. Тем, кто стонет и кого раздражает темп, с
которым происходит развитие разума вообще и само-ускоряющегося общественного
разума в частности, следует искать утешения у Бога или применить опиаты.
Признание гегемонии общественного разума есть коллективное и общественное
предприятие, осуществление которого – единственная подлинная движущая сила в
направлении свободы, понимаемой и как предугадываемая общественная свобода и
как высвобождение познающего себя разума. Основной задачей человечества должно
стать становление чем-то лучшим, чем оно есть, тем, что эффективнее нас самих
будет содействовать нашим устремлениям к лучшему. Высвободи то, что освобождается
от тебя самого, а всё прочее лишь укрепляет рабство.
Абсолютный приоритет
основной задачи сам по себе есть расширение круга реальных возможностей и воплощается
как максимизация свободы. Именно освобождение разума выступает как принцип
высшего блага (summum bonum). Он
противостоит зловонному туману иных кустарных философий и социальных
предписаний (стремление к простоте, покорность, неопределенность, анти-логос,
нео-луддизм, коммунитаристский провинциализм, либеральная свобода и т.д.).
Гегемонию общественного разума необходимо защищать.
По материалам блога Deracinating Effect
Спасибо за текст. Не подскажите, есть ли еще Негарестани на русском?
ОтветитьУдалитьhttp://philos-cafe-spb.livejournal.com/25504.html
Удалитьhttp://philos-cafe-spb.livejournal.com/26912.html
Спасибо! С большим удовольствием читаю ваш блог. Мне кажется было бы интересно увидеть ваши тексты тут http://syg.ma/
УдалитьА что вы поняли отсюда из этого текста?
Удалитьочень напоминает Н.Бернештейна нейронную эволюцию, Поршнева, делезиансую 1000 плат, Деланда 1000летняя история, ну и классификацию истории по формациям Маркса и, вероятно философию ментальности.
ОтветитьУдалитьВсе под власть некоего коллективного разума? А кто будет контролировать его, этот разум? Колллллектив? И где тут свобода? Слушайте, для кого этот бред вообще?
ОтветитьУдалить