По
мнению историка-социолога Жака Донзелота (Jacques Donzelot) важность фукианского анализа состоит в нетривиальном осмыслении разума присущего либерализму, несмотря
на то, что в его время либерализм во Франции считался подозрительной теорией. Интеллектуалы
были настроены думать скорее против либерализма, отвергая его и упуская
сущностные механизмы его действия. «В нашей решимости мыслить против
либерализма, не продумав его и не поняв чему он может нас научить, мы
неспособны ухватить основания его силы и несдерживаемой экспансии, и занимаем
всё более ригидную и бесплодную позицию в развитии этого мира». Фуко позволяет
нам освоить важный концептуальный инструментарий для рассмотрения функционирования
власти как «искусства правления», которая посредством набора «институций,
процедур, методов анализа и рефлексии, расчетов и тактики» обеспечивает
принятие на себя заботы о людях и гарантирует «управление живущими».
Фуко
имеет в виду способность «структурирования возможного поля действия других»
чтобы затем управлять их поведением. Своим выражением «порядок дискурса» Фуко
подразумевает намерение генеалогического исследования материального устроения
речевой деятельности в обществе, которая производит комплексное множество
«эффектов истины», а также предшествующее понимание процесса их производства
как аспекта аппаратов власти-знания, в составе которых действуют опосредованные
словом механизмы управления и исключения.
Дискурсивный
уровень это тот, на котором управляющей властью производится субъективность.
Также можем обратиться к подходу психоанализа, который берет в фокус сферу
страсти её устройство. Иной подход возможен следуя Делезу, который писал о
различных формах желания.
Сегодня
нам видна важность отдельных позиций, убеждений, мотиваций: то, мы именуем
«новой экономикой», т.е. когда экономика и финансовая система в сочетании с
цифровыми технологиями по сути развиваются на основе эмоционального включения
индивидов в сетевые структуры, поддерживаемые страстным соучастием. Подумайте о
«теле-голосовании» и цифровых технологиях, которые не следуют традиционным
способам отбора, а являются системой выработки решений посредством консенсуса,
который основывается на впечатлениях и эмоциональных реакциях. Системе важно не
где тут истина или ложь, а скорее - насколько захватывается наша эмоциональность,
чтобы вызвать реакцию отказа или одобрения.
Формула
«мне нравится - I like» движет политику и экономику, а затем процесс
субъективации переходит в публичное измерение и производит эффекты за пределами
нашей частной компетенции. Очень важно провести пошаговую реконструкцию того,
как мы стали тем, чем являемся в этой неповторимой системе «управления
поведением», упорядоченного образа действий, основанного на антропологической
парадигме, помещенного в медиальные дискурсы и направленного на нашу
эмоциональную размерность. В этом смысле можно говорить о технологической форме
управления нашими эмоциями.
Управление
напрямую соотносится с субъективностью, поскольку нео-либерализм предусматривает
освобождение сингулярности, выступающей как капитал – мы мыслим в парадигмах
ресурсов, человеческих и социальных – и, следовательно, становится необходимым
выдать указания для само-развития сингулярности в смысле производства пользы.
Отношение между субъективностью и управлением связаны с этими измерениями субъективности
и качества. Важно осмыслить управляемость (governmentality)
как один из способов, которыми происходит манифестация власти в социуме. Власть - это «воздействовать на других»; власть это всегда чьё-то могущество в
отношении кого-то другого; она состоит в отношении, направляющем действия
других (формируя субъективность или порождая законы, основывающиеся на
полномочиях, на страхе). Давайте подумаем о способе само-управления субъектов,
об «обучающих пособиях в ютубе» как техниках либерального расширения
полномочий. С цифровыми технологиями учебные пособия youtube действуют по доброй
воле людей, которые спонтанно и свободно делятся видео роликами, чтобы показать
другим способы достижения улучшений. Это
есть нормативные формы, свидетельствующие о стандартном долженствовании, т.е.
как «должно быть» (например, как следует одеваться и т.п.), и этим, несомненно, создаются новые сегменты рынка, но лишь постольку, поскольку каждый в
отдельности (singulatim) усваивает голос этого
«должно быть» и затем сообщает его другим.
Я
думаю, что множество форм управляемости (governmentality) так или иначе должны быть завязаны на единственную
модель, которой является антропологическая парадигма. Это процесс усвоения
нормы, и когда мы её не придерживаемся, тогда запускаются социальные механизмы,
подталкивающие к приведению нашего поведения к той а не иной форме. Такова
обобщенная управляемость (governmentality),
осуществляемая через восприятие убеждения о нашем бытии, о ценностях нашей
внутренней самости (которая, конечно, является не универсальной или
нейтральной, а западной). Существует механизм одобрения (посмотрите различные «шоу
талантов»), посредством которого молодые люди научаются «как получать признание
и одобрение», включая открытость пространства, которое всегда подлежит
завоеванию. Присоединение никогда не является окончательным, а требует
непрерывного расширения полномочий (подумайте о рынке труда, который ненадежен
и эластичен и требует постоянного внимания со стороны субъекта, который всегда
должен совершенствоваться, чтобы соответствовать требованиям). Это есть широкая
пространная педагогика субъективности, опосредованная новыми медиа, но которая направляется, хотя и
весьма многообразными путями, и базируется на антропологической модели, которая
теперь не полагается авторитарным образом; по сути, происходит движение через
различные формы публичного «чата» (преемника агоры). Продолжая Фуко можно
поразмыслить над непорочными формами властвования, которое всегда было опасным,
поскольку действовало в нашем неведении и без нашего сознания: такое «мягкое»
действие можно наблюдать сегодня в аффективных координатах медиа-среды.
Можно
обратиться к производству дискурсов о «собственном Я» и эмоций в цифровых медиа,
как новой форме исповедальности, которую можно связать с анализом у Фуко пастырского
управления душами в аппаратах знания-власти. Исповедание - это средство
созидания и управления современной новой субъективностью изнутри дискурсов. В
такой структуре можно предложить концепцию «дигитальной исповеди». В наше
время приватная форма исповеди обернулась
общественной речью в цифровых медиа, однако можно проследить сходства этих двух
феноменов. Фактически, производство утверждений о себе сводится к производству
узнаваемой идентичности, которая общественно признана; производство дискурсов,
основанных на эмоциях приводит к само-контролю, само-анализу и пониманию других
в сообществе. С трансформацией приватной сферы в публичное пространство цифровых медиа происходит дальнейшее развитие того же механизма производства
идентичности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий