«Возрождая Утопию»
К проекту подрыва Финансового Воображения
Доминирующая сила этих фантазий коренится с одной стороны в их
стремлении «обуздать» (и т.о коммодифицировать) неопределенность, «временно»
изымая ресурсы из «реальной экономики», обостряя этим материальные последствия
финансового кризиса. С другой стороны, управление неопределенностью остаётся
неизбывно иллюзорным, укрепляя финансовые миражи которые искажают реальность, и
запуская инновации, раздвигающие горизонты возможного. Ha-Joon Chang очень точно
описывает доминирование воображаемого,
которое моделирует финансовые риски как «сайнс фикшн экономику». Финансовое воображение и формируемые им
риск-структуры и долговые схемы являются более сложными, быстродействующими и гибкими,
чем большинство «контр-» или «пост-» капиталистических утопий.
В этом контексте настоятельной задачей является разработка
концептуальных инструментов для критического подрыва вариантов
утопического/дистопического будущего
финансового капитализма: необходима
более открытая и социологически оснащенная постановка вопросов для вскрытия его роли как драйвера в социальном
конструировании сценариев будущего. Этот подход позволит исследовать воображение как материально опосредующую
социальную силу, способную к производству как утопических так и
дистопических вариантов, а не просто как «позитивный» или «созидательный» в
своём существе фактор. Больше походя на «социальный факт» Дюркгейма, воображение
обладает одновременно ограничивающими/сдерживающими свойствами и освобождающими/эмансипаторными
способностями.
Более того, как убедительно и последовательно показал Корнелиус
Касториадис, воображение трансцендирует дуализмы индивудуального/коллективного
и приватного/публичного: оно содержит учреждающее (открытое, креативное)
измерение и измерение учрежденное (закрытое), которые пребывают в напряжении, и
в динамике производят воображаемые
учреждения сообществ. В такой оптике производство будущего финансовым
капитализмом противо-общественным образом привязывается к политической экономии
воображения: все воображаемые проекции будущего обуславливаются наличным распределением
власти вкупе с прочими структурными силами. Если перефразировать, финансовая машинерия, действуя как
контр-воображение, дифференцированным образом задействует политико-экономические
структуры для производства доминирующих вариантов будущего. Этот процесс хорошо
описывается как диалектическая борьба
между различными типами воображения, результатом которой является практика вне
финансовой сферы: в пространстве личного, семейно/домашнего (процесс так
называемой ΄финансиализации΄).
Для радикальных утопий важно, что проект конструирования
альтернативных моделей общественной, политической и экономической организации,
как контр-реакция на превалирующие схемы, не может продумываться в отрыве от
других доминирующих типов воображения (финансового, либерального,
популистского, националистического). Продуктивный метод социологической работы
с воображением должен иметь в виду различные перекрещивания и пересечения. Пересечения между расистским восприятием,
лежащим в основании победного нарратива Трампа, и неолиберальными образами
индивидуализированной надежды; между «алгоритмическим» воображением,
проявляющемся в исчислительной мощи хитроумных финансовых инструментов и
непрерывной территориальной нео-колониальной экспансией. В этом состоит
способность преобладающих доминантных типов воображения к мутации, срастанию и
преодолению горизонтов времени и пространственных границ, производя т.о.
«нынешнее будущее», от нас ускользающее но обделяющее нас материально.
Проект «Возрождения Утопии»
это не наивный призыв вернуться к нашей индивидуальной способности заново
воображать (альтернативное) будущее, а приглашение сдернуть пелену, скрывающую поле
битвы множества сил фантазии, которую деформирует
доминирующее финансовое воображение.
Это призыв отнестись всерьез к способности социального воображения
конструировать контр-рациональности для противодействия «программной
рациональности» финансовых рынков и неолиберальной политики. В этой перспективе
«Возрождение Утопии» привлекает
внимание к неразделимости экономии реального и воображаемого. Множественность
переживаемого сейчас глобального кризиса (экономического, политического,
пограничного, этического) это мощная манифестация возросшей сложности
общественного воображения, и свидетельство его способности к преодолению ограничений
господства консолидированного финансового, нео-либерального и нео-колониального
будущего. При такой многосложности сил воображения, включенных сегодня в игру,
требуется тонкая настройка концептуальных и эмпирических методов проникновения в
причины и следствия кризиса воображения:
глобальная политическая экономия воображения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий