Воин и Кот
Из
древней книги по фехтованию на мечах,
написанной ранним мастером школы Итто-рю,
которую основал в 17 веке Ито Кагехиса
Прислушавшись
к мудрости Кота Сокен задал такой вопрос: Что значит «Нет ни субъекта ни
объекта?»
Вот
что ответил Кот:
Пока есть самость, есть враг; если нет себя, то нет и противника. Противник означает противоположность, как мужское противоположно женскому, а огонь – воде. Для всех вещей форма существует в оппозиции. Если в твоём сознании нет движения символов, то нет тогда и противоположностей; а когда нет конфликтов, всякий стремится перенять лучшее у другого, что известно как «ни противника ни себя». Далее, когда разум забывает себя вместе со знаками мысли, ты наслаждаешься состоянием абсолютного-ничего-не-делания, ты находишься в состоянии совершенной безмолвной пассивности, ты – в гармонии с миром, ты с ним – единое. Когда форма-противника прекращает существовать, ты этого не осознаешь, и также невозможно высказать это не-осознание. Твой разум очищается от всех движений мысли, и ты действуешь только когда есть к тому побуждение.
Пока есть самость, есть враг; если нет себя, то нет и противника. Противник означает противоположность, как мужское противоположно женскому, а огонь – воде. Для всех вещей форма существует в оппозиции. Если в твоём сознании нет движения символов, то нет тогда и противоположностей; а когда нет конфликтов, всякий стремится перенять лучшее у другого, что известно как «ни противника ни себя». Далее, когда разум забывает себя вместе со знаками мысли, ты наслаждаешься состоянием абсолютного-ничего-не-делания, ты находишься в состоянии совершенной безмолвной пассивности, ты – в гармонии с миром, ты с ним – единое. Когда форма-противника прекращает существовать, ты этого не осознаешь, и также невозможно высказать это не-осознание. Твой разум очищается от всех движений мысли, и ты действуешь только когда есть к тому побуждение.
Когда
т.о. твой разум оказывается в состоянии абсолютного-ничего-неделания, тогда мир
отождествляется с твоей самостью, что означает, что ты не делаешь различий
между верным и неверным, между нравится и не-нравится, становишься выше всех форм
абстракции. Такие состояния как боль и наслаждение, обретение и утрата –
порождения твоего разума. Целый универсум становится невидим вне Разума. Как
сказал древний поэт «Когда в твоём глазу пылинка, утроенный мир сужается до узкой
тропы; освободи всецело разум от объектов – и как же раздвинутся пределы жизни!» Когда даже маленькая песчинка попала
в глаз, нам трудно его открыть; глаз может быть уподоблен Разуму, в природе
которого ярко озарять и освобождать от объектов; но как только объекты
вторгаются всё его достоинство пропадает.
Повторяем снова и снова, что «когда ты окружен врагами – в сотни-тысячи раз
сильнее – то физическая форма может быть изрублена на кусочки, но с моим
Разумом никакая огромная армия ничего поделать не смогут». Конфуций сказал: «Даже
простой человека с улицы не может быть лишен его воли».
Но
когда разум в беспорядке, он становится себе врагом. Это всё что я могу
пояснить, поскольку задача учителя не может выходить за пределы передачи техники
и объяснения аргументов. Истину здесь открываешь ты сам. Истина постигается
самостоятельно, она передается от разума к разуму, это особый род передачи за
пределами письменного учения. В этом нет своевольного отклонения от
традиционного обучения, ведь даже учитель не может себе этого позволить. Также это не сводится к
учению Дзен. От воспитания разума, инициированного древними мудрецами, к
различным направлениям искусства, основной принцип здесь – само-созидание, и
это передается только от разума к разуму. Письменные источники при этом задают
направление на то, что внутри тебя. Здесь не происходит передачи секретов от
учителя к ученику. Обучение не представляется трудным, слушание также не
сложно, но действительно тяжелым является осознание того, что заключено в тебе,
и способность применить это как твоё собственное. Это само-созидание известно
как «вглядывание в собственную сущность», что есть сатори. Сатори это пробуждение ото сна. Пробуждение, само-созидание
и вглядывание в себя – синонимичные понятия.
Заставить
Природу открыть тайный путь постижения вещей это значит покончить с твоим
собственным мышлением, мудростью и заботами; пусть Природа следует собственным
путём, пусть она действует, как бы
прорастая скозь тебя, избегая теней, символов, колеи, в которую можно угодить;
теперь у тебя нет врагов, способных успешно тебе противостоять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий