понедельник, 20 января 2014 г.

Дзен и несмолкающий разум


Воин и Кот

Из древней книги по фехтованию на мечах,
написанной ранним мастером школы Итто-рю,
которую основал в 17 веке Ито Кагехиса

Прислушавшись к мудрости Кота Сокен задал такой вопрос: Что значит «Нет ни субъекта ни объекта?»

Вот что ответил Кот:


Пока есть самость, есть враг; если нет себя, то нет и противника. Противник означает противоположность, как мужское противоположно женскому, а огонь – воде. Для всех вещей  форма существует в оппозиции. Если в твоём сознании нет движения символов, то нет тогда и противоположностей; а когда нет конфликтов, всякий стремится перенять лучшее у другого, что известно как «ни противника ни себя». Далее, когда разум забывает себя вместе со знаками мысли, ты наслаждаешься состоянием абсолютного-ничего-не-делания, ты находишься в состоянии совершенной безмолвной пассивности, ты – в гармонии с миром, ты с ним – единое. Когда форма-противника прекращает существовать, ты этого не осознаешь, и также невозможно высказать это не-осознание. Твой разум очищается от всех движений мысли, и ты действуешь только когда есть к тому побуждение.

Когда т.о. твой разум оказывается в состоянии абсолютного-ничего-неделания, тогда мир отождествляется с твоей самостью, что означает, что ты не делаешь различий между верным и неверным, между нравится и не-нравится, становишься выше всех форм абстракции. Такие состояния как боль и наслаждение, обретение и утрата – порождения твоего разума. Целый универсум становится невидим вне Разума. Как сказал древний поэт «Когда в твоём глазу пылинка, утроенный мир сужается до узкой тропы; освободи всецело разум от объектов – и как же раздвинутся пределы  жизни!» Когда даже маленькая песчинка попала в глаз, нам трудно его открыть; глаз может быть уподоблен Разуму, в природе которого ярко озарять и освобождать от объектов; но как только объекты вторгаются всё его достоинство пропадает.  Повторяем снова и снова, что «когда ты окружен врагами – в сотни-тысячи раз сильнее – то физическая форма может быть изрублена на кусочки, но с моим Разумом никакая огромная армия ничего поделать не смогут». Конфуций сказал: «Даже простой человека с улицы не может быть лишен его воли».

Но когда разум в беспорядке, он становится себе врагом. Это всё что я могу пояснить, поскольку задача учителя не может выходить за пределы передачи техники и объяснения аргументов. Истину здесь открываешь ты сам. Истина постигается самостоятельно, она передается от разума к разуму, это особый род передачи за пределами письменного учения. В этом нет своевольного отклонения от традиционного обучения, ведь даже учитель не может себе  этого позволить. Также это не сводится к учению Дзен. От воспитания разума, инициированного древними мудрецами, к различным направлениям искусства, основной принцип здесь – само-созидание, и это передается только от разума к разуму. Письменные источники при этом задают направление на то, что внутри тебя. Здесь не происходит передачи секретов от учителя к ученику. Обучение не представляется трудным, слушание также не сложно, но действительно тяжелым является осознание того, что заключено в тебе, и способность применить это как твоё собственное. Это само-созидание известно как «вглядывание в собственную сущность», что есть сатори. Сатори это пробуждение ото сна. Пробуждение, само-созидание и вглядывание в себя – синонимичные понятия.

Заставить Природу открыть тайный путь постижения вещей это значит покончить с твоим собственным мышлением, мудростью и заботами; пусть Природа следует собственным путём, пусть  она действует, как бы прорастая скозь тебя, избегая теней, символов, колеи, в которую можно угодить; теперь у тебя нет врагов, способных успешно тебе противостоять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий