четверг, 3 февраля 2022 г.

Аффективный резонанс

Райнер Мюльхоф 

Rainer Mühlhoff


 Аффективный резонанс - это тип реляционной динамики аффицирования и аффицируемости, определяемый как процесс взаимной модуляции между взаимодействующими субъектами. Резонанс - это релятивное и процессуальное явление. Он не есть ни сингулярное аффективное «состояние» и не односторонняя передача аффекта, наподобие заражения, а возникает в результате сложного взаимодействия между аффективными склонностями множества людей и контекстуальными факторами в рамках аффективной структуры. Здесь аффекты, воздействующий и воспринимаемый, постоянно сопряжены, и это нельзя объяснить как цепь односторонних действий (А влияет на Б, затем Б влияет на А и т. д.). Таким образом, резонанс отличается от отражающегося эха и отзеркаливания, потому что производит собственное аффективное свойство при «нелинейном» взаимодействии аффективных склонностей всех вовлеченных индивидов.

Феноменологически и из перспективы первого лица резонанс является прежде всего интенсивным или подобным силе («захватывающим», «увлекающим», «взрывным» и т. д.). Аффективный резонанс — неуловимое и непродолжительное явление, пронизывающее большинство непосредственных социальных взаимодействий. Эта концепция в первую очередь направлена на объяснение взаимодействий бинарных и малых групп, а не массовой и масштабной аффективной динамики, хотя аффекты масс также можно рассматривать как пример резонанса. Элементарными случаями являются взаимная модуляция мимики и жестов, мелодии, интонации и акцента во время разговора или при повторяющихся взаимодействиях. Рассматривая эти примеры как случаи аффективного резонанса, можно наблюдать как аффективная связь взаимно трансформирует партнеров при взаимодействии, превращая резонанс в нечто большее, чем простое заражение или синхронизация аффективных состояний. Поскольку на каузальном уровне аффицирования и аффицируемости резонанс представляет собой динамическую связь, то аффекты, при которых динамика резонанса проявляется «на поверхности» для разных индивидуумов, не обязательно похожи друг на друга, хотя они совместно со-творяются и формируются во взаимном влиянии. 

Таким образом, резонанс характеризуется фундаментальной обоюдностью на уровне причинности аффекта. Однако отсюда не следует симметричность динамики результирующих аффектов. Этим объясняются важные структурные последствия, поскольку резонанс может также проявляться как асимметричное или дополняющее аффективное вовлечение между людьми, как, например, динамическое построение различных «аффективных ролей» в групповой динамике или асимметричные, но динамически устойчивые паттерны в парах. Таким образом, с точки зрения социальной теории аффективный резонанс можно использовать для объяснения динамического появления микросоциальных паттернов и дифференцированных аффективных ролей, а также тонких, не репрессивных, но модулирующих форм властных отношений в малых группах, таких как семья или рабочий коллектив. Это обычно характеризует резонанс как амбивалентный феномен, и потому стремление к резонансу само по себе не является ни политической максимой, ни этическим идеалом.

Пример: "аффективная со-настройка"

Парадигматические примеры аффективного резонанса можно найти в эмпирических исследованиях пары младенец-воспитатель. Например, можно указать на концепции «витальных аффектов» и «аффективной со-настройки», предложенные американским психологом, занимавшимся вопросами развития, Дэниелом Стерном (The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology, 1985). Они являются предтечей предлагаемой здесь философской концепции аффективного резонанса. Стерн исходит из гипотезы, что младенцы первые недели жизни неспособны различать вещи - предметы, людей, цвета или формы. Они также не могут считывать аффективные выражения, такие как радость, страх, грусть, отвращение и т. д., а скорее воспринимают преходящие контуры, ритмические паттерны и градиенты интенсивности, которые могут лежать в основе всех видов действий, жестов, мимики или тактильных ощущений. Стерн отличает их от «категориальных аффектов» и называет эти динамические свойства «витальными аффектами». Если упорядочивать их по интенсивности, то лучше описывать такими терминами, как «нарастание», «затухание», «мимолетное», «взрывное», «крещендо», «декрещендо», «взрыв», «растягивание» и т. д. 

Основываясь на этом, Стерн указывает на процессы взаимной аффектации и аффицируемости, имеющие место исключительно в регистре витальных аффектов. Стерн наблюдает такую динамику между младенцами в возрасте девяти месяцев и их "воспитателями" и называет это «аффективной со-настройкой". Будучи формой «интерсубъективного соучастия в аффекте», аффективная со-настройка срабатывает как согласование темпоральных паттернов и контуров интенсивности, отличаясь от простой имитации, поскольку не проявляет идеальной симметрии или «отзеркаливания». Аффектная со-настройка касается не только копирования витальных аффектов ребенка, но токже интеграции собственных аффектов в динамику взаимной со-настройки, которая таким образом производит новый совместный аффективный опыт. 

Именно эта идея динамически и интер-аффективно со-учреждаемого рода бытия-в-отношении делает аффективную со-настройку примером аффективного резонанса. Аффективная со-настройка Стерна (1) есть действительно двустороннее сопряжение, (2) учреждает особого рода эмпирический класс и (3) непосредственно переживается как силовая динамика, непохожая на категориальные аффекты; и, следовательно, разделяет все структурные свойства резонанса. Более того, согласно Стерну, особая способность к настройке на аффект приобретается примерно в возрасте девяти месяцев и уже не утрачивается. Эта способность проявляется и во взрослой жизни, пусть не всегда осознанно, и таким образом аффективная настройка лежит в основе различных повседневных взаимодействий между взрослыми. Фактически предрасположенность к аффективной настройке представляет фундаментальную сферу социальной связности. В конечном итоге это даёт принципиальное понимание значимости аффективного резонанса для генезиса субъективности (Guattari, Chaosmosis, 1992).

Истоки резонанса в классической физике

Понятие резонанса возникает в физике механических и акустических колебаний, где оно указывает на особое явление при взаимодействии нескольких колебательных систем. Внимательный взгляд на физические явления такого рода позволяет отметить три особенности концепции резонанса, применимые и к сфере аффективности. В классической механике резонанс связывается с фундаментальным наблюдением, что степень, в которой колебательная система может принуждаться к осцилляциям за счет связи с другой колебательной системой, очень зависит от частоты этой другой системы.

Например, размах качелей с ребенком на игровой площадке зависит от частоты периодических подталкиваний со стороны другого человека или собственных ног ребенка. Простые системы обычно имеют одну определенную частоту, называемую резонансной, на которой ее гораздо легче привести в колебания, чем на других частотах. Резонанс сопряженной системы происходит именно на этой частоте. Таким образом, резонанс — это очень специфический и особый случай взаимодействия, в котором наименьшее усилие дает наибольший эффект в плане индуцирования вибрации.

Наиболее интересные случаи резонанса имеют место, когда несколько колебательных систем объединяются, образуя, как нечто целое, новую динамическую систему. Такие составные системы могут входить в состояние (внутреннего) резонанса, совместно модулируя колебания каждой подсистемы. Так обстоит дело, например, с тремя спутниками Юпитера Ганимедом, Европой и Ио, которые в своём вращении вокруг планеты находятся в состоянии «орбитального резонанса», как это именуется в небесной механике. Эмпирические наблюдения показывают, что Ио вращается ровно в четыре раза, а Европа в два раза быстрее, чем Ганимед.

Эти точные целочисленные отношения отклоняются от расчетов частот вращения каждого из спутников на основании закона тяготения Ньютона. На самом деле спутники не вращаются вокруг планеты по отдельности, а взаимовлияют через двусторонние силы гравитации. Они находятся в отношениях взаимного аффицирования и аффицируемости одновременно с точки зрения активности и пассивности. Эта спутанность отношения "двигаться и быть-движимым" заставляет спутники взаимно модулировать друг друга на своих частотах вращения. В этом состоит феномен резонанса, и, что интересно, в данном случае резонанс не приводит к идентичной динамике, поскольку частоты обращения спутников остаются разными.

Как оказалось, Солнечная система полна таких связанностей типа вращательного резонанса, и это обеспечивает ее динамическую стабильность. Благодаря орбитальному резонансу различные вращающиеся объекты совместно создают динамику, в которой каждый из них ведет себя несколько иначе, чем при отсутствии взаимодействия («индивидуалистичный случай»). Но, в свою очередь, это динамическое "бытие-в-отношении", как целостность, взаимно стабилизируется в том смысле, что может выдерживать малые а-периодические возмущения, вроде пролета астероидов и комет. Этот пример показывает, как резонанс в классической физике описывает совместную динамику эластично связанных суб-компонентов, что проявляется лишь при целостном рассмотрении (резонанс здесь рассматривается не в узком смысле асимметричного модельного случая «вынужденных колебаний», а в широком понимании разнонаправленных взаимодействий). В резонансе эти суб-компоненты удерживаются вместе, двигаясь и будучи движимы во взимодействии, то есть при динамически порождаемых взаимных силах, объединяющих отдельные объекты или системы в совместной динамике, создавая этим новое качество стабильности в связности. Таким образом, резонанс есть нечто большее, чем просто корреляция или синхронность темпоральных паттернов, которые можно наблюдать из внешней перспективы. Суть резонанса - в динамике собственных сил, которые можно непосредственно ощутить только в имманентности их взаимодействия. В данном примере каждый из спутников как бы слегка захвачен другими.

Применяя понятие резонанса к теории аффекта, я вовсе не рассматриваю динамику аффекта как физического явления. Вернее сказать, что теоретическую концепцию резонанса, и философскую и аффективную, можно получить путем переноса физического понятия в область теоретической онтологии аффекта. Это означает, что и аффективный  и физический резонанс разделяют общность ключевых структурных свойств. Каковы эти структурные свойства: 

(1) Резонанс основан на одновременности аффицирования и аффицируемости, что препятствует разложению процесса на цепочки односторонних воздействий. 

(2) Резонанс есть внутренняя динамика сил и причинно-следственных сопряжений, а не внешнее видение корреляций. 

(3) Резонанс представляет собой динамическое качество, превосходящее сумму отдельных вкладов, и, таким образом, принадлежит целостности. 


Систематический взгляд: продумывая резонанс в онтологии Спинозы

Концепция аффективного резонанса может быть развита в перспективе спинозистской онтологии аффекта, где особенно важны два аспекта. Во-первых, для Спинозы аффект есть онтологический принцип; каждый индивид (модус) конституируется только через аффективные отношения (аффект). Во-вторых, аффект предполагает переплетение аффицирования и аффицируемости, где активная и рецептивная роли не могут быть разделены. Более того, под термином потенция (potentia) Спиноза приписывает каждому индивиду особую способность воздействовать и подвергаться аффекту. Эта потенция является продуктом прошлых отношений аффицирования и аффицируемости и действует в настоящем контексте как набор потенциалов, поэтому я рассматриваю потенцию как аффективную диспозицию (предрасположенность) индивида.

Таким образом, понятие резонанса можно формализовать через постанеовку вопроса о том, какое динамическое развертывание возможно, когда в данной ситуации со-присутствуют двое или более индивидов со своими специфическими аффективными склонностями. С этой целью обратимся к особому динамическому прочтению спинозистской онтологии, базируясь на идеях Жиля Делёза и Анри Бергсона. «Динамическое» означает, что вводится понятие силы, онтологически первичное по отношению к состояниям и статически индивидуированным формам. Рассмотрением аффективной динамики, а не просто процессов воздействия и претерпевания, подчеркивается, что эти процессы представляют собой по сути развертывание отношений сил, а не последовательности промежуточных состояний. (Имеется в виду принципиальное различие динамики и кинематики в классической физике. Кинематическое описание движения не использует понятия сил, а использует только геометрические идеи прямых линий и отражений, то есть отдельных действий, таких как столкновения бильярдных шаров или отскакивание от стены. Положение спутников Юпитера нельзя было бы описать в терминах кинематики). Резонанс - это динамическая концепция, поскольку с точки зрения индивида непосредственно переживается как подобное силе взаимное спутывание движущегося одного и движимого другого (других); это есть движение-в-связности, которое лишь отчасти контролируется каждой из сторон. При развертывании резонанса я совершаю вклад в групповую динамику, и в то же время оказываюсь ею захвачен. Динамика воздействует на меня, заставляя двигаться — но не извне определяемым образом, а моим собственным способом — и тем самым запускается и переносится мною дальше. Хотя аффекты индивидов могут быть различны, аффективное качество бытия-в-резонансе — есть не совокупность индивидуальных аффективных состояний, а нечто, происходящее между людьми.

Для лучшего понимания возможно импортировать онтологию дифференциальных сил в спинозистскую онтологию аффекта. Здесь особенно полезными оказываются концепции «виртуальности» и «актуализации», известные благодаря Бергсону и Делёзу (Делёз, Bergsonism, 1991; Различие и повторение, 1968). Для Делёза виртуальное — это онтологический регистр чистых сил или «дифференциальных элементов». Эти силы онтологически предшествуют реальным формам, которые могут ими производиться в процессе своего развертывания. Концептуальной противоположностью виртуального является «возможное», поскольку эти понятия связываются с разными представлениями о процессуальности. Возможность претерпевает процесс «реализации», который Делёз определяет как «грубое извержение» или «скачок» из небытия в существование (Делез Различие и повторение). Таким образом, имеет место процесс, ограничивающий возникающее сходством с тем, что логически предвидимо как возможность.

Виртуальное же претерпевает процесс «актуализации», напоминающий то, как сила производит работу в физике. Вместо того, чтобы стремиться к подобию возможности, актуализация — это открытый процесс, пролагающий собственный путь действия и продуктивный в своем развертывании. В отличие от возможности, виртуальность не приходит по уже заданной траектории к целевому пункту своего процесса актуализации. Таким образом, понимание динамических сил резонанса как виртуальных позволяет нам поместить их в онтологический регистр, не зависящий от проявленных аффективных качеств, посредством которых они возникают «на поверхности».

Как уже отмечалось, силы, вызывающие резонанс, являются результатом аффективных предрасположенностей индивидов, то есть их способности аффицировать и аффицироваться в имманентности данной аффективной структуры (→ аффективная предрасположенность). Принципиально важно, что спинозистская идея потенции (potentia), на которой основывается понятие аффективной диспозиции, подразумевает реляционное включение. То есть способность индивида воздействовать и подвергаться воздействию зависит не только от отношений в прошлом, но и от настоящих конфигураций связанности. Следовательно, эту способность следует понимать как виртуальность, поскольку она не содержит актуальных аффективных контуров, в которых происходит развертывание.

В свете этих теоретических соображений резонанс представляет собой (1) динамику реляционных сил и по сути коренится в виртуальном регистре бытия-в-отношении; (2) эти силы являются результатом аффективных предрасположенностей вовлеченных индивидов; и (3) действительные аффективные качества, к которым приводит эта динамика сил, не являются пред-полагаемыми исходя из простого суммирования индивидуальных свойств, а являются результатом нелинейного взаимодействия сил в открытом процессе. Резонанс, таким образом, представляет собой процесс актуализации в поле отношений потенциалов аффицирования и аффицируемости, который конституируется в совместности на основе аффективных диспозиций индивидуумов в аффективной структуре.

Резонанс и диссонанс

Как мы увидели, в процессе резонанса аффективная способность (potentia) или предрасположенность индивида проявляется конкретным образом. «Конкретность» указывает на зависимость от группы резонанса и, следовательно, от всех других индивидов и окружающей аффективной структуры, т.е. как именно здесь могут раскрыться потенции частного индивида. Следовательно, резонанс — это процесс модуляции, который в той или иной мере преображает всё и вся, усиливая одни аспекты частной диспозиции и ослабляя другие, тем самым создавая нечто новое. Отсюда, мы можем теперь ввести дальнейшее различение, принимая во внимание, что в спинозизме аффекты всегда оцениваются в зависимости от того, «увеличивается или уменьшается, усиливается или ограничивается» способность индивида к действию.

Динамика резонанса, модулирующая индивида, всегда будет отчасти усиливать а отчасти ослаблять его потенцию. Тем не менее возможно выделить частный случай суммарной сдерживающей и ослабляющей динамики резонанса. Этот случай можно назвать диссонансом: Диссонанс — это частный случай резонанса, при котором виртуальное силовое поле воспринимается как отталкивающее, разделяющее, дестабилизирующее или даже взрывоопасное и разрушительное. Более того, теперь это понятие диссонанса можно сопоставить с более узко понимаемым понятием усиливающего резонанса, относимым к случаю, когда явно преобладает взаимное усиление потенций всех индивидуумов.

Смежные концепции в исследовании аффектов

Множество концептов было задействовано в исследованиях аффектов и смежных дисциплинах для описания реляционной динамики аффекта. Коснемся некоторых из них, обращая внимание на сходства и различия с предлагаемой концепцией аффективного резонанса.

К первой группе относятся концепты трансляции аффекта, включая эмоциональное/аффективное заражение и внушение, а также передачу аффектов посредством «химического воздействия и нейро-захвата». Эти концепции, как правило, придерживаются идеи односторонней передачи. «Заражение» содержит существенный элемент разделения активной и пассивной ролей, когда пассивного индивида преследуют, поражают, проникают в него извне посредством активного аффективного воздействия. Семантика заражения и трансляции предполагает, что результатом этого процесса является синхронизированная «копия» аффективного состояния «отправителя» в «получателе».

Кроме того, понятие циркуляции аффекта, которое использовалось рядом исследователей, также подразумевает однонаправленность механизма, лежащего в основе циркулярного движения аффектов. Именно в этой оптике аффект понимается как состояние, в которое индивид может или не может войти. Если причиной таких состояний является трансляция аффектов, то циркуляция представляет лишь более сложную форму передачи. По выражению Margaret Wetherell, «'циркуляция' сталкивается с затруднениями, полагая, что аффект —  эфемерная, изменчивая сущность, просто 'приземляющаяся' на людей». Концепция резонанса, напротив, делает акцент на взаимности каузальных процессов, когда результирующие свойства аффекта конституируются двунаправленно, с потенциальными проявлениями в дополняющих и а-синхронных формах.

Вторая группа смежных концептов включает различные понятия эмоциональной и аффективной атмосферы. Если более строгие концепты различаются в деталях в зависимости от дисциплинарных и культурных ограничений, то «атмосфера» имеет склонность к формированию изменчивой структуры поля разнородных элементов и сил. В англоязычном дискурсе этот термин часто используется «неотчетливо и взаимозаменяем с настроением, чувством, обстановкой, тональностью и другими способами именования коллективных аффектов». Немецкая традиция, начало которой положил феноменолог Герман Шмитц, часто более строго понимает атмосферу как бесплотную, нелокализованную сущность, которая пронизывает каждого и может даже «обладать властью над всеми телами в ситуации». При таком понимании атмосфера окрашивается властью или доминированием (“eine Atmosphäre herrscht” - атмосфера царит). Резонанс также относится к форме коллективного аффекта и, таким образом, разделяет свой феноменальный диапазон с более общим пониманием атмосферы как настроения или среды.

Определяя более конкретно, аффективным резонансом именуется динамика разнонаправленного каузального взаимодействия, результатом которого является коллективный аффект, не обязательно присущий всем примерам аффективной атмосферы. Более того, аффективный резонанс, подобно понятию атмосферы в немецкой феноменологической традиции, возможно применять для анализа структур власти и влияния. Однако структура этой формы воздействия иная, поскольку нельзя сказать, что резонанс царит или доминирует над ситуацией (“es herrscht Resonanz” - резонанс имеет место). Напротив, резонанс возникает «снизу вверх» в имманентном взаимодействии массы индивидов. Если атмосфера часто имеет коннотацию погруженности-в или встроенности-в, резонанс возникает как неотъемлемое качество сети горизонтальных отношений в потенциально открытой среде.

Третью группу смежных концептов образуют понятия подражания и мимесиса, которые часто используются при исследовании аффектов и в других областях. В частности, те авторы, которые заимствуют свои концепции подражания или мимесиса из работ Делёза, предлагают детально разработанное понимание мимесиса как интенсивного и конститутивного процесса совместного становления. Таким образом, подражание является не просто поверхностной симуляцией тождественных форм и содержания, но глубоко модулирует и трансформирует индивида, не делая его идентичным имитируемой вещи. Если понимать мимесис как процесс взаимного (то есть разнонаправленного) подражания, то с точки зрения каузальной обоюдности он напоминает понятие резонанса. Однако на уровне формы видны отличия от концепции резонанса, поскольку мимесис и подражание, как правило, являются сходящимися или синхронизируемыми процессами. В отличие от резонанса подражание и мимесис не охватывают случаев асимметричной настройки аффективных контуров. Следовательно, подражание и мимесис можно рассматривать как синхронизируемый частный случай аффективного резонанса. Или, другими словами, аффективный резонанс может формировать теоретическое описание работы мимесиса с точки зрения причинности и аффекта. Однако встречаются а-синхронные, разрушительные и хаотические случаи резонанса, которые явно выходят за рамки феноменального описания мимесиса и подражания. 

Использование и перспективы

Рассматриваемый нами аффективный резонанс имеет место прежде всего в телесном со-присутствии индивидов. Дальнейшие исследования могут прояснить его понимание в контексте медиа-технологий. Конечно, аффективный резонанс возникает и в ситуациях, когда люди не присутствуют физически, но влияют друг на друга, например, через социальную среду. Принципиально важно здесь понимать среду не только как усилитель и передатчик аффекта, который просто расширяет диапазон локальной динамики до глобального размаха. Правильнее будет полагать, что средства массовой информации играют особую формирующую и конституирующую роль в аффектах и аффективных резонансах, делают их возможными. Медиа создают резонансные пространства, которые могут иметь свои технически и социально обусловленные свойства, позволяющие запускать резонансы, которые могут привести к совершенно новой динамике (традиция в теории медиа, идущая от Симондона, представляется особенно перспективной в этом отношении: Hansen, M. Internal resonance, or three steps towards a non-viral becoming, 2001; Angerer... Timing of affect, 2014).

С этим связан вопрос - может ли вариант концепции резонанса также использоваться для ситуации медиа вне-реального-времени, например, в контексте восприятия фильмов или романов, где нельзя утверждать, что аффекты обоюдны. Понятие резонанса часто используется метафорически или даже с романтическим оттенком, например, в смысле некоего томления или этического идеала устремленности к отзывчивости и осмысленному взаимодействию с миром (Rosa H. Resonanz: Eine Soziologie der Weltbeziehung, 2016). Напротив, предлагаемая здесь концепция аффективного резонанса довольно амбивалентна политически и этически. Аффективный резонанс — это микро-модальность власти, которая заключенна в социальных отношениях и аффективных установках, и реализуется через динамику взаимной модуляции и влияния. Это означает, что в резонансе энергия (потенция) человека может возрастать, убывать, поддерживаться или ограничивается определенным образом.

Однако форма власти, проявляющаяся в резонансе, не столь сильна как представленная концепцией Макса Вебера традиция власти односторонней,  инструментальной или иерархической. Определенное сходство можно усмотреть с с реляционным и продуктивным пониманием власти, например, в работах Мишеля Фуко и Джудит Батлер. Концепция резонанса может дать более широкое понимание истоков субъективности, рассматриваемой в постструктуралистской традиции как дискурсивная субъективация, с охватом сферы аффективной реляционности и аффективной субъективации. Динамика резонанса порождает аффективные паттерны и формы отношений, кристаллизация которых возможна в виде виртуальных элементов аффективного устроения индивидов с перспективой активации в будущих резонансных отношениях. Таким образом, роль аффективной настройки для производства субъективности, о которой до сих пор говорилось в контексте психологии развития (Stern. The interpersonal world of the infant), может быть расширена до социальной философии аффективной конституции субъекта, основанной на аффективном резонансе, как это предполагал Гваттари (Guattari, F. Chaosmosis, 1995).

Для анализа властных механизмов, например, в современных методах управления человеческими ресурсами (HRM), очевидна актуальность особого режима субъективации, который строится на резонансах в структуре аффективных устроений. В перспективе «нового духа капитализма» (Болтански, Кьяпелло "Новый дух капитализма") при создании определенной рабочей среды задействуются преднамеренно побуждаемые аффективные резонансы для нерепрессивного склонения сотрудников к «более продуктивным» формам взаимодействия. Хотя эти новые формы сотрудничества, такие как культура стартапов и командная слаженность, в субъективном восприятии часто выглядят позитивно и расширяют возможности, технологии стимулирования соответствующих аффективных связей между коллегами можно легко прочитывать как тонкие формы принуждения  и управления (Gregg M. Work’s intimacy, 2011). 

С другой стороны, резонанс может содействовать постепенному и неформальному складыванию новых форм привязанности и близких отношений, например, в квир-пространствах и различных субкультурных движениях. Часто сферы, несколько отделенные от доминирующих в обществе аффективных паттернов, допускают возникновение таких резонансов, порождая затем новые социальные сущности и формы жизни. Это говорит о том, что процессы расширения активности и социальной трансформации основаны не только на обсуждениях и согласованиях вокруг внешних антагонизмов и конфликтов, но и на внутренних процессах, которые часто начинаются с аффективных резонансов в небольших группах и в "безопасных пространствах". Спектр примеров показывает, что аффективный резонанс сам по себе не является хорошим или плохим, желательным или вредным. Этот термин не выражает ни политической максимы, ни этического идеала; скорее, это концепт, содействующий анализу микро-социальных сил взаимной аффективной модуляции. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий