Другой "нео-рационализм". Как его определяет Питер Вольфендейл
Не я запустил термин
"неорационализм", но он непротиворечивым образом описывает то, над
чем работают Рэй Брасье, Реза Негарестани, я сам, а также многочисленные наши
попутчики. Здесь нет ничего, чему мы давали бы определение, и как раз поэтому
название не является осознанно выбранным. Однако сегодня мне напомнили о
неявной приверженности, сам факт которой может использоваться для отличения
нео-рационализма от его оппонентов, если вообще возможно говорить о чем-то
вроде последовательной философской программы действий. Скажу так:
Отказаться
от всякой рациональной интуиции во имя разума, настаивать на отсутствии не
только интуитивной способности рационального познания, но также и интуитивного
обретения структуры самого разума, его возможностей и ограничений. Разум это не
то, что вы о нём думаете. Разум не есть рационализация. Разум не рационален.
Неорационалистов отличает не только этот
принципиальный выбор, но и наш практический ответ на него. Наше главное
отклонение от классического рационализма Декарта, Лейбница и Спинозы - это
верность исчислительному повороту, который начался на рубеже 20 века и
последствия которого всё находятся в
проработке; последствия, которые наносят удар за ударом по нашей интуитивной
концепции того, что является мышлением, что подрывает наши способы
рационализации того, кто мы есть, и разрушает наши иллюзии насчет того, во
верить допустимо.
Рассуждение - это то, что имеет место, и это
то, что может осуществляться посредством процессов от нас отличных, процессов,
которые могут изучаться и уже изучались с применением разума, с опорой на
неумолимую точность математического доказательства. Парадокс Рассела и теорема
Гёделя лежат в начале продолжающегося процесса, посредством которого мы
демонстрируем собственные границы разума, а затем, следуя Тьюрингу, используем
эти границы как обретенное средство для извлечения разума из черепной коробки и
осуществления его в новых и странных формах. Мы еще не создали искусственных
рациональных агентов, а лишь их фрагменты, но человеческое высокомерие,
отказывающееся видеть в этих процессах фрагменты вещей подобных нам, выглядит
всё более отчаянным, возрастающим желанием рационализировать достижения математической
логики, прогресса искусственного интеллекта и вторжения компьютеризованной
неврологии.
Если вы полагаете, что не можете сами
изучаться как система обработки информации
и думаете о возведении стен ограждающих ваши интуитивные концепции не
просто от человеческой ситуации, но от того, что в ней есть полезного, то,
боюсь, уже надвигается волна, которая эти стены одолеет и раздавит ваши наивные
претензии. Надежда, которую даёт неорационализм, состоит не в том, что эта
волна представляет собой эмпирическую науку, которая покажет вам какие-то ужасы
или сам ваш нейронный субстрат, но в том, что эта математическая наука приходит
показать вам чудеса вашей исчисляемой души. Мы представляем собой бесконечно
длящиеся процессы, взаимодействующие с нашей средой и друг с другом, в
совместности исследующие математические и эмпирические сферы, ведущие игры
доказывания и опровержения и выстраивающие системы и модели, которые начинают
нас поглощать. Мы - прекрасны. Мы - свободны. Исчисляемое само-сознание только
привнесет сюда совершенства, даже если изменится наше понимание того, что это
значит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий