Vulnerability – уязвимость,
ранимость, чувствительность, незащищенность
Уильям Коннолли:
Нам выпало такое время, когда всё становится более
хрупким и остро нуждается в бережном отношении. Но одновременно значительная
часть населения агрессивно противится признанию такой ситуации. Пришел момент,
когда активное принуждение к признанию хрупкости вещей должно соединиться с
признанием ограниченной способности человеческого рода к управлению миром. Таково это парадоксальное время.
Уязвимость
- как всеобщая характеристика, располагающая нас во взаимоотношении друг с
другом, с государством, с планетой и с жизнью вообще. Похоже, что уязвимость
экологическая, телесная хрупкость, социокультурная ранимость – это различные
проявления фундаментальной онтологической уязвимости, свойственной нашей
реальности.
Все
существа и объекты беззащитны и взаимодействуют с неисчислимыми элементами и
сущностями, где всё соединяется, распадается, соединяется вновь и воздействует
на другие тела способами, которые предвидеть или предотвратить можно лишь отчасти
и грубо. Фактически тела предоставлены миру: открыты и разверсты вовне, чтобы
поддерживать и питать себя. Наши тела сущностно процессуальны: способны
касаться и претерпевать касания других тел и сущностей, открыты возможностям,
которых не счесть, ни поименовать.
Джудит Батлер «Рискованная/прекаритетная
жизнь» (2004)
Тела подразумевают смертность, уязвимость, действие:
кожа и плоть открывают нас для взгляда других, но также для касания, для
насилия, - и во всём этом тела подвергают нас риску стать как участником, так и
инструментом. Хотя мы боремся за право на наши собственные тела, но сами тела,
за которые мы боремся, принадлежат не только нам. Тело имеет свою неизменную
общественную размерность. Учрежденное как социальный феномен в публичной сфере,
моё тело является как моим так и не моим. Изначально заброшенное в мир других,
оно несет их отпечаток, формируется в горниле общественной жизни; лишь позднее,
и с некоторой неопределенностью я выношу суждение о своём теле как моём
собственном, если я вообще когда либо это делаю. Действительно, если я этого не
утверждаю, покуда не сформирована моя «воля», то моё тело само соотносит меня с
другими, кого я не выбирал для сближения с собой; если я выстроил представление
об «автономии» на основании отрицания этой сферы первичного и не-желанного
физического сближения с другими, то тогда отрицаю ли я общественные условия
моего во-площения во имя автономии?
Осознание этой
уязвимости может стать основой для требования
не-военных политических решений, равно как и небрежение уязвимостью посредством
фантазии власти (институциализированной фантазии власти) может привести в
действие орудия войны. Однако, мы не можем устранить эту уязвимость. Мы должны
о ней заботиться, даже покоряться ей, когда начинаем представлять, какого рода
политика может предполагаться, если отталкиваться от мысли о телесной
уязвимости - ситуация в которой можем быть покорены или потерять других. Можно
ли что-то понять о геополитическом распределении телесной уязвимости из нашего недолгого и
разрушительного опыта этих условий?
Д.Батлер
во введении к «Рамкам войны» (2009):
Я намерена утверждать, что если мы намерены шире
поставить социальные и политические требования о правах…, в первую очередь нам
нужно опереться на новую онтологию телесности, которая предусматривает
переосмысление прекаритета, уязвимости, бесправия, взаимозависимости,
незащищенности, телесного упорства, желания, работы, а также о праве на язык и
социальную принадлежность. Обращение к «онтологии» в этой связи не означает
потребовать описания фундаментальных структур бытия, отличных от всякого рода
общественной и политической организации. Напротив, ни одно из этих понятий не существует вне их
политической организации и
интерпретации. «Бытие» тела, к которому обращается такая онтология, есть то,
что всегда представлено другим людям, действующим нормам, социальным и политическим
организациям, развивавшимся исторически таким образом, чтобы максимизировать
прекаритет для одних и минимизировать для других. Невозможно сначала определить
онтологию тела и затем обратиться к социальным означиваниям, к которым тело
приводит. Вернее сказать – быть телом означает
быть открытым для социального
действия и формирования, и именно это делает онтологию тела социальной
онтологией.
В «Мифе
автономии» (2005) Марта Файнмэн рассматривает «универсальную, постоянную и
сложную» природу уязвимости и взаимозависимости на уровне здравоохранения и
политики, показывая как метафизика/идеология так называемого «автономного
либерального субъекта» оказывается вводящим в заблуждение допущением в
сердцевине большинства дегуманизирующих капиталистических культурных практик
Запада.
Д.Батлер«Рискованная/прекаритетная
жизнь»:
«Травма даёт один инсайт – а именно то, что есть
другие, от кого наша жизнь зависит, люди которых я не знаю и, возможно, никогда
не узнаю. Эта фундаментальная зависимость от анонимных других не является
условием, которого можно избежать. Никакие меры предосторожности не исключают
этой зависимости; никакое страстное суверенное действие не избавит мир от этого
факта. Что он значит конкретно, выглядит различным образом в разных точках глобуса.
Есть способы рассредоточения уязвимости, различные формы распределения,
делающие некоторых людей более открытыми случайному насилию, чем других. Но
внутри этого порядка вещей невозможно утверждать, что у США большие проблемы с безопасностью, чем у
некоторых более проблемных и уязвимых наций и народов мира.
Быть травмированным означает иметь возможность
отреагировать на нанесение вреда, выявить механизмы его распределения, выяснить,
кто еще страдает от проницаемости границ, неожиданного насилия, страха, и как
именно это происходит. Если национальному суверенитету возникает угроза, это не
означает, что он должен поддерживаться во что бы то ни стало, если это приводит
к ограничению гражданских свобод и подавлению политического инакомыслия.
Скорее, отступление от Главного Мирового права (суверенитет), хотя бы временно,
даёт шанс, чтобы начать представлять мир, в котором насилие может быть сведено
к минимуму, в котором неизбежная взаимозависимость будет признана основанием глобальной политической общности. Признаюсь,
я не знаю как теоретизировать эту взаимозависимость. Тем не менее, я бы
предположила, что наша и политическая и этическая ответственность коренятся в
признании того, что радикальные формы само-достаточности и неукротимого
суверенитета по определению нарушаются более масштабными глобальными
процессами, частью которых они сами являются, что никакой окнчательный порядок
не может быть обеспечен, и что окончательный порядок не является, да и не может
быть высшей ценностью».
Есть более общая концепция человека, с которой я
пытаюсь здесь иметь дело, а именно такая, где мы с самого начала представлены
другим, где мы находимся изначально, даже до индивидуации и, в силу требований
телесного, представлены некоторому множеству первоначальных других: эта
концепция означает, что мы уязвимы перед теми, кто слишком молод, чтобы знать и
судить, и потому уязвимы перед насилием; но также уязвимы перед другим порядком осязания, порядком, который содержит
прекращение нашего бытия на одном пределе, или же физическую поддержку нашей
жизни – на другом.
Хотя я настаиваю на обращении к общей человеческой
уязвимости, такой, которая возникает вместе с самой жизнью, я также утверждаю,
что мы не можем вернуться к источнику этой уязвимости: он предшествует
формированию «Я». Это есть состояние, условие бытия, заложенное в открытом виде
с самого начала и с которым невозможно спорить. Я имею в виду, что спорить,
конечно, можно, но мы тогда оказываемся глупцами, если не рискуем при этом
опасным образом.
вот это очень задело.
ОтветитьУдалить