Дистопия сегодня
Сегодня новые корпорации и отрасли, связанные с техно-капитализмом формируют
наш взгляд на человеческое существование, жизнь и природу, и последовательно
утверждают новую реальность.
Я пытаюсь набросать картину
бесконечного кошмара неолибералистского завтра, дистопическое видение машины
управления этого корпоратистского социо-культурного комплекса, разгоняемого до
максимальных скоростей, открытой структуры для незавершенной истории будущего. Когда
я размышляю над множеством текущих сюжетов моей дистопической трилогии, то
прохожу сквозь уровни этого сценария миросозидания, готовдю холст и
экстраполирую, основываясь на некоторых известных данностях нашего сегодняшнего
общества и технологий.
Когда нехватка еды станет
все более и более заметной в перспективе предстоящих лет, и когда в результате
здоровье, питание и глобальное производство еды приобретут зловещий приоритет в
социо-культурном спектре проблем, мы начнем замечать слияние технологий и
капитала в таких формах, которые могут оказаться необратимыми. Применение био-сконструированных семян может закрепить
аномалии, которые в краткосрочной перспективе преодолеют продовольственный
кризис, но приведут к непредсказуемым переменам в генетическом наследии жизни
на Земле, которую мы знали.
Овладев перспективами био-инжиниринга
и синтетических форм жизни корпоративные особи (corporate entities) трансформируют
неорганическую материю в живые организмы, постоянно патентуя их как частную
собственность с маркетинговыми свойствами для каких-то будущих экономических
систем. Эта деятельность корпоративных особей по видимому приведет к созданию
мириадов живых организмов от вирусов, способных вызывать болезни, до микробов
для производства топлива, до человеческих органов для трансплантации, до новых
животных видов а, возможно, и гомоноидов, - и всё это будет произведено как
корпоративная собственность. Новая индустрия и огромный новый рынок распахнутся
для синтетической жизни, потрясая все аспекты человеческого существования и
природы.
В техно-корпоративных
Городах-Государствах этого будущего корпоративные особи будут нанимать или
конструировать работников по лекалам формы и функции, создавая желаемые
свойства посредством генетического дизайна или арендуя клонов в системах хранения.
Поскольку эти корпоративные особи будут владеть «чертежами» таких клонированных
существ, что уже широко практикуется на многочисленных животных и растительных
образцах в стремлении извлечения прибыли, это не приведет к конфликтам
этического или социо-культурного рода.
Эти существа станут частной собственностью корпораций и могут использоваться
как и любые прочие органические или неорганические предметы потребления.
Сконструированные младенцы будут рождаться и расти будучи скрыты в
корпоративных анклавах от семейной культуры двадцатого века и т.д. Они будут
трудиться в загонах будущего как беспилотники (drones), поставленные в рамки предельной
системы эффективности и рациональности. Некоторые будут действовать в качестве
бюрократов, другие – инженеров, а прочие – в любой из основных гильдий в
соответствии со сциентистским натурализмом, основанном на мягкой версии
Теории-Всего.
Знание станет всеобщим и
распределенным в виде технологий, внушаемых всему населению этих корпоративных
анклавов. Нанотехнологии в сочетании с достижениями в компьютерах,
телекоммуникациях, интеллектуальном программном обеспечении и био-миметике
преобразуют большинство этих анклавов в полностью надзираемые сообщества, где
почти вся персональная активность контролируется и архивируется в корпоративных
базах данных. Конец приватности, сопровождаемый усилением социального,
политического и экономического управления, позволит этим могущественным корпоративным
особям играть фундаментальную роль поставщиков технологий, агентов по надзору,
и инспекторов общественного управления в своих сферах влияния.
Эмпиризм (Experimentalism) будет представлять этос
этого нового технокапитализмма. Эмпиризм будет в сердцевине технокорпоративных
государств – эмпиризм во имя прибыли и
власти и превыше всего прочего. Чтобы
обеспечить верные шансы на успех, ничто не должно сдерживать эмпиризм. Он захватывает
всё и вся, в чем корпоративная стратегия обнаружит свой интерес – человеческое
существование, жизнь, природу, планету и даже космос – если только они окажутся
полезными для корпоративной власти. Корпоративные анклавы не будут более регулироваться
гуманистическим кредо или этикой, а станут основываться исключительно на новом
«прометействе», всепоглощающем и тотальном. Исследование приводится в действие
прибылью, а не обезличенным знанием ради себя самого. Чистая прибыль будет править всеми формами эмпиризма. Мир как эстетическая игровая площадка,
лаборатория желания: глобальное общество, всё человечество, жизнь и природа
станут подопытными животными в этой экспериментальной лаборатории будущей
технокапиталистической корпоративной машины.
Технокорпоративное
государство живет и умирает согласно исследованию и на основе результатов
исследования, систематизация является фундаментальной необходимостью.
Корпоративное управление и планирование активно и стратегически запускают
программы исследований в стремлении управлять и манипулировать процессом и целями
исследовательских программ, как и их результатами, которые могут использоваться
для извлечения прибыли. Однако, институции воплощающие этот эмпирический этос
будут не только глубоко укоренены в технологическом исследовании, но они также должны
задействовать живое «неосязаемое» творчество, качественный характер которого
делает невозможным его программирование. Именно этот фактор «неосязаемости»
создаст или разрушит Город-Государство и
его технокорпоративные планы. Без инновации и креативности эти новые
технокорпоративные государства умрут, поэтому они зависят от момента перезапуска потребности изначального творения,
заинтересованы в людях, имеющих творческий потенциал, и которые в отличие от их
клонированных «беспилотников» в состоянии действительно думать сами.
Это означает что
креативность не сможет порождаться или воспроизводиться технокорпоративной
властью внутри себя через управление в своих анклавах. «Социально
опосредованная природа творчества выдвигает главные дилеммы для
технокапиталистической корпоративной власти, в основном вследствие её ограниченной
власти над наиболее витальным ресурсом и из-за необходимости влиять на внешние
социальные силы, которые и воспроизводят креативность».
Мы увидим новые
асимметричные формы войны, поскольку эти совершенно различные
Города-Государства будут соперничать за оставшиеся ресурсы планеты. Новые
средства войны задействуют генную инженерию, биоинженерию искусственных форм,
нанотехнологии, био-миметику, интеллектуальное программное обеспечение и
достижения в компьютерах и коммуникации для создания различных машин войны,
живых боевых роботов, кибер-оружия и, вполне возможно, генетически
запрограммированных солдат-гуманоидов, которые смогут более эффективно убивать
и потеря которых приемлема.
Благодаря легализации
секретных техник (hijutsu)
корпоративные особи к середине 21 века будут управлять судебными системами
посредством Совета «Беспилотников» (Council Drones), будет одержана победа в сфере прав интеллектуальной
собственности, где возникнет правовая система, охватывающая всякую творческую
активность в корпоративных сферах. Всеохватывающий характер техно-капитализма и
его корпоративной машинерии распространит эти патологии на весь мир,
устанавливая новую реальность, которая
затронет сущностные стороны социального существования - как осуществляется
управление нами, как мы понимаем социальную справедливость и как следует обращаться
с жизнью и природой.
Однако, за пределами
закрытой структуры этих технокорпоративных анклавов лежит мир старого человечества,
всё еще энергично цепляющийся за существование, выживающий, бедствующий в
гетто, трущобах и палаточных городах за периметром закрытого рая для элиты. Как
дела у этих людей старой цивилизации? Как они выживают? Что они думают? На что они
надеются? Чтобы понять это, достаточно отправиться в греховный мир Neza-Chalco-Itza (Mexico City), Orangi Town (Karachi), Dharavi(Mumbai), Khayelitsha (Cape Town), Kibera (Nairobi) а также в Боготу, Багдад,
Венесуэлу, Гану. Можно провести годы в этих территориях, навещая людей и
общаясь с теми кто здесь живет. Сегодня в мире 200,000 таких сообществ (в
соответствии с Специальным отчетом ООН о Жилищных условиях), большинство из них
в городах и вокруг них и число их растет экспоненциально. Будет только хуже.
Это выброшенные люди, люди забытой человечности. Мы также станем частью этого в
будущем, которое к нам приближается с нарастающей тревожностью. Вы готовы? Как людям
одолеть это бедствие при полном безразличии? Как они смогут восстановить отношения
друг с другом и сформировать новые мощные силы, чтобы противостоять машине мира
технокорпоративных анклавов? Как расти детям в таком мире? Что сделает их счастливыми? От чего они печальны? И, самое главное, что
позволяет им смеяться или плакать, быть людьми? И каковы будут векторы «смысла»
в столь бессмысленном мире?
Комментариев нет:
Отправить комментарий