Если отвлечься
от многочисленных различий в философии Алена Бадью и Славоя Жижека, то один из их
наиболее интригующих разделяемых обоими тезисов состоит в том, что хотя мы
живем в мире, где траектория нашего существования фундаментально определяется
нашей биологической конституцией и социальной включенностью, тем не менее
иногда нам даётся шанс совершения действия подлинной свободы; действия,
перефразируя Бадью, в котором мы можем превзойти самих себя. Кроме того – и с
этим соглашаются и Жижек и Бадью - экстраординарный шанс такого действия может
возникать не в виде чьего-то дара, а именно и исключительно по причине, которая
буквальным образом ни на чем не основывается.
Согласие исчезает,
когда встаёт вопрос - чем же в действительности является это ничто, поскольку, как известно философам
начиная по меньшей мере с Гегеля, ничто
не является непременно не-существующим.
… И поскольку этот шанс свободы возникает как следствие из ничто, - результат всегда не гарантирован, всегда непредсказуем,
неисчислим, некодконтролен. Вот почему, попадая в царство свободы, мы никогда
не уверены в успехе. Скорее, на пути к
свободе всегда сохраняется неуверенность. Или, перефразируя последние строки из
«Безымянного» Самуэля Беккета: На фоне «безмолвия» этого ничто, фундирующего
свободу, «которая вам неведома», вы должны будете решить: продолжить действие
или нет?
Эта непредвиденность
- следующая из того факта, что конце цепочки причин ничто,
ничто за вычетом пустоты - фундирует наш мир, делая его миром, в котором мы не
просто существуем, но иногда нам открывается благодать шанса свободы; благоволение,
которое, согласно Бадью и Жижеку, прекрасно характеризует материалистическую
философию. Однако, эта благодать не есть разновидность чудодейственного
воздаяния. Благодать материализма не предлагает немедленного спасения; её
«чудо» заключается «просто» в открытии возможности, сохраняя при этом полную
ответственность и тяжкий труд осуществления, всегда предстоящий заново; т.е. эта
возможность полностью зависит от нас самих. Таким образом, ставка Бадью и Жижека
раскрывается в утверждении, что подлинный материализм должен парадоксальным
образом включать элемент благодати, он должен предоставить шанс, где может
произойти нечто, посредством чего мы способны нарушить движение этого мира:
случайная встреча любви, политическая революция, научное открытие или
художественное творение (заимствуя словарь Бадью).
Одновременно они настаивают, что такая инстанция
благодати может быть верно концептуализирована только в понятиях материализма,
т.е. как инстанция чистой неустранимой случайности, отделенной от любой идеи
установления трансцендентной Потусторонности. Соответственно должно
прочитываться заглавие настоящей работы Благодать
материализма: в своём двойном смысле, обращаясь одновременно к
материалистическому элементу шанса, подразумеваемому в теологическом представлении
о благодати, и к теологическому моменту благодати, который открывается нам в
непредвиденном мире материализма. Ставка на милостивый материализм, в котором
«случаются чудеса», может показаться удивительной, имея в виду хорошо известный
«воинствующий» атеизм Бадью и Жижека. Однако, и это конечно еще удивительней,
они оба полагают, что такая ставка может обнаружить важный источник вдохновения
в самом сердце Христианской теологии, или - как в более сдержанном варианте у
Бадью - на полях посланий апостола Павла. Как нам следует понимать эту идею?
Комментариев нет:
Отправить комментарий