Luciana Parisi Automated Architecture:
Speculative Reason in the Age of the
Algorithm
Кибер-культура начала 90х не вполне предвидела появление автоматизированной формы разума, которая сегодня вбирает в себя инфраструктурную архитектуру повседневности. А через 20 лет становится очевидным что то, что Sanford Kwinter называет "эпохой алгоритма", указывает на новую форму рациональности, ведущую не только к новым методам исчисления экономического риска или проведения симуляций социального поведения, но также включает в себя исчисление пространства и времени. Эта новая форма рациональности, которую характеризует сближение компьютеров и топологии, или информационной теории и не-стандартной геометрии, производит особую эстетику, которую можно обнаружить в алгоритмической архитектуре. В этом поле, которое включает пионерские работы цифрового архитектора Greg Lynn и других, компьютерный дизайн черпал вдохновение из векторных полей для моделирования, например, скорости и направления движения жидкости в пространстве или интенсивности и направления магнитной или гравитационной силы при ее изменении от точки к точке. Здесь архитектурная форма является результатом компьютерного процессинга био-физических переменных (распределение веса, гравитационные нагрузки, циркуляция воздуха, интенсивность трафика, частотность движения). Под влиянием кибернетики второго порядка, задействующей обратные связи, алгоритмическая архитектура в 1990х стала перенимать биофизическую динамику как входной параметр для компьютерного программирования.
Смыкая зияние между математическими моделями и биофизическими контингентностями, вычисления проникли в поле пространственно-темпоральной связности - в топологию - задействуя непрерывную трансформацию формы без разрезов или разрывов. Топология, как геометрия места, здесь отсылает к математическому пониманию геометрических форм и пространств, в которых связность и континуальность поддерживается в условиях непрерывной деформации, как растягивание и изгибание. Это также указывает на геометрическое понимание формы в смысле её эволюции во времени и т.о. к генетическим способностям формы изменяться во времени. В этой точке биофизическая непредсказуемость начинает возвышаться над математическими аксиомами, также как реальность абстракции подавляется конкретностью вещества. Другими словами, материальность данных и их изменчивость во времени замещает математические модели в их попытке репрезентировать реальность посредством абстрактных правил. Дигитальное проектирование пространства вытесняет евклидову матрицу расширения, добавляя темпоральную эволюцию к фиксированным точкам и развивая топологическую поверхность, покрывающую все точки в пространстве и времени.
Фигура капли или изгиб соответствует континуальным топологическим поверхностям, определяющим сегодня доминирующую эстетику в цифровой архитектуре. В частности, как утверждает Patrik Schumacher,
параметризация сегодня представляет новый глобальный стиль архитектуры и дизайна. Например, будучи приложена к крупно-масштабному урбанизму, параметризация, как говорится, транс-формирует дифференциальное расстояние между точками в интегральную поверхность континуальной связности. В этой перспективе параметризация предполагает инклюзию контингентных элементов - атмосферных, геологических, биологических, физических - в текст программы в форме переменных параметров, темпоральная эволюция которых становится двигателем трансформации архитектурного целого. Это означает, что переменные не только добавляются в программу (как бы
"извне"),
но соучаствуют в программной среде параметрических отношений. Параметрическое программирование не просто участвует в вычислениях для существующих элементов, но дополнительно, и это важно, уделяет внимание тому, как отношения обратной связи между конечными параметрами могут порождать бесконечные вариации архитектурной формы.
Тем не менее, в качестве стиля современной цифровой архитектуры параметризация рассматривается, в частности, как манифестация "культурной логики нео-либерализма",
в котором топологические операции континуальной трансформации, структурное связывание и взаимное соответствие между внутренним и внешним определяют хореографическую структуру данных. Но этот критический взгляд на параметризацию основывается на том факте, что она сулит формально не-ограниченное пространство, физически не совпадающее с существующей архитектурой, и что она является прямым воплощением духа неолиберального рынка. я полагаю. что парметризация недостаточно абстрактна, что осуществить возможности, предлагаемые радикальным алгоритмическим формализмом.
Если параметризация только полагается на
оперативную функцию алгоритмов и интерактивное программирование параметров, не
задаваясь вопросом на что способны эти материальные формы абстракции за
пределами интенционального проектирования программы, то она остаётся неспособна
к работе с неожиданными способностями этих автоматизированных систем для
установлениия новых пространственно-темпоральных форм.
Не отрицая того, что параметризация является
инстанцией топологической эстетики власти, я хочу проблематизировать простое
неприятие агентской фигуры компьютерного программирования и его реальных
алгоритмических объектов. Т.е. я полагаю, что алгоритмические объекты с
необходимостью вмешиваются в социальность, которую неявно структурируют.
Скрытное внедрение компьютерного программирования в повседневную культуру
требует пристального знакомства с нюансами дигитальных аппаратов, как и
аксиоматического мышления (т.е. с логикой и тем формализмом, который её
скрепляет), которое опосредованным образом формирует культуру. В этой перспективе
новая топологическая архитектура отношений, выражаемая параметризацией, как раз
является тем, что необходимо оспорить, чтобы обнаружить ту необратимую
трансформацию, которую алгоритмические объекты привнесли в дигитальный
формализм. Другими словами, я настаиваю, что критически важно сегодня
пересмотреть возникающие типы формализма (в данном случае - параметризацию),
которые отличают эстетику неолиберального капитализма (а конкретно - подчинение
всей культуры и жизни его собственным интерактивным и изменяющимся правилам).
Однако вместо отказа от формализма я предлагаю пересмотреть его значение в
свете радикальных изменений присущего ему исчислительного режима действия,
способного предложить эстетические и культурные возможности, несовместимые с капиталистической
аксиоматикой той целостности, которая удерживает все свои части.
В частности, я утверждаю, что эти вычислительные
системы, населяемые тем, что Альфред Нортон Уайтхед называл "вечными
объектами", которые я представляю как неисчислимые сущности, обладающие
бесконечной способностью к производству изменений и радикальной
контингентности. Своей целью здесь вижу показать, через Уайтхеда, что
параметризация, как особый тип формализма, может производить, несмотря на её
очевидную гомологию с неолиберальным капитализмом, не-интенциональную степень
"вмешательства", которая раскрывается изнутри аксиоматической
целостности неолиберального капитала. Внимательный анализ этой трансформации
может помочь прояснить, что структурные изменения в программировании не только
не являются несущественными, но на самом деле выступают онтологическим
представлением компьютерной культуры и власти. Такой анализ выявляет
несоответствие - асимметрию и неравноценность - между программными средствами
как объединяющей системы власти, и алгоритмами, как группами фрактальных или
не-консистентных событий.
Можно утверждать, что параметризация
непосредственно преобразует формализм, поскольку она инкорпорирует
контингентности в модель через использование данных в реальном времени. Но
внесение темпоральности в программирование не является радикальным усложнением
природы этой деятельности; это лишь позволяет формализму притязать на описание того, как математика
может вобрать в себя физику, создавая тоталитарную систему отношений, в соответствии
с которой некоторые математические правила способны вести к эволюции сложных
структур через создание непрерывной обратной связи со средой. Это означает, что
топологические качества параметризации на самом деле не оспаривают формализм:
напротив, поскольку вычисления биофизических контингентностей только
способствуют построению программы, как сущности, открытой для изменений, они
являются лишь воплощением её формальной логики.
Внедрение качественных вариаций в реальном
времени в алгоритмическое программирование нацеливается на предвидение
пространственно-темпоральных изменений, что означает проектирование
потенциальной трансформации сценариев. Другими словами, программные интеракции
с реальными данными об окружающей среде стали основой эстетики топологической
власти/управления, которая базируется на тех эффектах, которыми могут обладать
потенциально возможные данные в своей внутренней архитектуре отношений. Вместо
того, чтобы просто редуцировать био-физические переменные и контингентности к
наборам бинарных кодов, неспособных к обработке серых зон между состояниями,
цифровое проектирование сегодня использует топологическую интеграцию
дифференциальных соотношений, или интенсивные
данные, для построения пространственно-темпоральных связностей и предвидения
зарождающихся перемен. Применение алгоритмов развивающихся или неограниченных
рамками инструкций, которые реагируют на внешнюю среду и адаптируются к ней, также показывает, что сегодня управление основывается на
вычислении дифференциалов, или изменяемых качеств, или бесконечно малых,
извлекаемых из связей между состояниями.
Спекулятивные
Вычисления
Важно указать, что интерактивные алгоритмы и
адаптивные (responsive)
вычисления скорее блокируют, чем выявляют "что и как" алгоритмических
объектов - объектов, которые считаются пассивными перед лицом постоянно
меняющегося управления континуальной связностью. Потому мы обращаемся к теории
информации, чтобы посмотреть на алгоритмы как последовательные
пространственно-темпоральные структуры данных, обусловленные неограниченным
объемом информации.
Я полагаю, что эти структуры данных являются
действующими как пространственно-темпоральные и выступают как раз объектами
алгоритмической архитектуры. Это означает, что алгоритмический объект больше,
чем темпоральная форма или чем результат интерактивного ввода, и что он
определяет пространственно-темпоральные структуры, как происходящие из
взрывного роста объёма автоматизированных данных, характерного для нашей
компьютерной культуры. Чтобы понять статус алгоритмов в цифровой архитектуре, я
считаю что нужно рассматривать алгоритмы на языке Уайтхеда как актуальности:
пространственно-темпоральные объекты данных. Алгоритмы это не просто
инструкции, которые должны исполняться посредством программ, но актуальности,
пространственно-темпоральным образом ограниченные данными, из которых они
состоят. Эта пространственно-темпоральная концепция алгоритмов помогает нам
продумать заново алгоритмическую архитектуру как перформативный двигатель
пространственно-темпоральных структур данных, составляющих алгоритмы. Другими словами,
чтобы определить эстетику алгоритмической архитектуры и формирование новых
пространственно-темпоральных объектов, необходимо сначала столкнуться с
пространственно-временной матрицей алгоритмов.
Противоположно мнению, что компьютерные
вычисления являются упрощенной формой рационализма, я хочу пере-осмыслить
вычисления в понятиях спекулятивного
разума (позаимствую у Уайтхеда еще одно понятие). Вычисления, как инстанция
спекулятивного разума, не соответствуют топологическому порядку потенциальной
связности между точками. С другой стороны, понимание спекулятивного разума
Уайтхедом проясняет, что функцией разума является добавление новых данных к
континуальной причинно-следственной цепочке, а в нашем случае - к континуальной
обработке данных. Подобно этому, спекулятивный взгляд на вычисления
предполагает, что такая обработка данных не является простым их сжатием или
структурой отношений, определяемой множествами и под-множествами. Напротив,
спекулятивное понимание вычислений подразумевает, что каждое множество и
подмножество команд обуславливается тем, что не поддается исчислению -
неисчислимыми данными, которые обнаруживают дыры и зияния внутри (а не вне)
формального порядка последовательностей.
Алгоритмы обусловлены неисчислимыми данными,
поскольку то, что не может быть просчитано заранее, является внутренним
пределом компьютерного процесса, манифестируемого неспособностью программы к
включению всех возможных ответов в свои допущения или сбоем формулы при определении
всех её представлений. Это означает, что понятие спекулятивных вычислений
скорее касается не квантификации вероятностей для предсказания будущего, а
конкретной системы алгоритмических объектов, определяемой случайностью данных
или их несжимаемыми объемами.
Т.о. понятие спекулятивной исчислительности не
следует смешивать со способностью алгоритмической архитектуры к созданию
временных, непостоянных форм, которые симулируют то, чем могут стать
пространственно-темпоральные структуры и инфра-структуры. Напротив, я настаиваю
на понятии спекулятивной исчислительности чтобы обратить внимание на то, что
случайные данные - которые в информационной теории означают не-сжимаемые данные
- являются контагиозными архитектурами настоящего. Эти архитектуры данных, не
устраняясь напрочь из настоящего как временные
формы, которые появляются и исчезают, но вместо этого являются действующими
объектами, которые, даже когда они прекращают проявляться или функционировать,
остаются тем не менее объективными данными, подлежащими наследованию,
оцениванию и отбору более поздними алгоритмами. Я много спорила о том, что
сферу алгоритмической архитектуры невозможно ограничить конкретными формами
построенной или спроектированной среды. Алгоритмическая архитектура неизбежно
ставит вопросы "что" и "как" в отношении алгоритмов,
вскрывая т.о. невидимую динамику пространственно-темпоральных структур данных,
организующих и задействующих нарастающее применение алгоритмов для
проектирования среды.
Т.о. можно предположить, что алгоритмическая
архитектура обнаруживает имманентную реальность массы данных, лишенной
паттернов, обнажая неконсистентное единство алгоритмических объектов и т.о.
устанавливая фрактальную, а не топологическую структуру пространства-времени в
нашей вычислительной культуре. Самое важное здесь то, что эта реальность не
может быть охвачена сводящей воедино и инвариантной функцией топологической
модели континуальных поверхностей. В этой перспективе алгоритмическая
архитектура не просто обнаруживает нео-либеральную эстетику топологической
относительности; правильнее сказать, что эта заново автоматизированная эстетика
состоит из абстрактной реальности алгоритмических событий, производимых из
автоматизированной селекции и производства неисчислимых данных: стохастической
информации.
Подобно Уайтхеду я настаиваю, что цель
спекулятивного разума состоит в производстве абстрактной схемы - конкретной
конфигурации отношений. Другими словами, чтобы разум стал подлинно
спекулятивным, производимые и осуществляемые схемы должны быть готовы к встрече
с собственной ограниченностью и пределами - нести ответственность за
неисчислимости, дискретные части, которые не могут инкорпорироваться в
континуальную эволюцию целого.
Понимание вычислений на языке спекулятивного
разума поможет прояснить то, что современная форма власти/управления делает с
реальностью неисчислимых вероятностей (неограниченных дискретных группировок,
превышающих совокупность всей последовательности алгоритмических команд),
являющихся фоном дигитальной основы всеобъемлющей компьютерной машинерии и
континуальной поверхности топологической связности. Эпоха алгоритмической
власти знаменует именно тот момент, когда непреднамеренные последствия
глобальных вычислений выдвигают в поседневность рубежи обработки данных
(границу компьютерного проникновения), что ведет к захвату власти новыми
пространственно-темпоральными структурами, с постижением или пониманием которых
мы можем не справиться.
Но будет ошибкой смотреть на эти не-исчислимые
структуры данных с наивным энтузиазмом и связывать с ними надежды на взлом
топологической континуальности власти. Напротив - важно иметь дело с
реальностью алгоритмических объектов не упуская при этом того факта, что
исчисление бесконечностей вшито в новую логику, в рациональность, а в конечном
итоге - во власть и управление. Т.о. озабоченность неисчислимыми вероятностями
непременно предполагает акцент на трансформации формальной логики вычислений.
Не следует смешивать это с призывом к поддержке математической или цифровой
онтологии политики. Вместо этого я следую за открытием константы Омега Грегори Хайтина, неисчислимой вероятности, нарушающей математические или числовые
основания истины через демонстрацию того, что вероятность бесконечности входит в компетенцию алгоритма, что указывает на границы разума и, возможно, на
неустранимость присутствия не-человеческого мышления.
Это также означает, что в центре алгоритмической
архитектуры в культуре современности находится вычислительный процесс, занятый
обработкой того, что заранее непредсказуемо, и что вычислительный идеализм в
отношении эффективности на самом деле оспаривается её же (эффективности)
пределами. Однако это не означает просто сказать, что неисчислимое всегда уже
ускользает от вычислительного формализма, поскольку остаётся несхватываемым и
полностью зависимым от физической стороны опыта. Я, напротив, полагаю, что
неисчислимое всё таки в конечном итоге, постигается вычислительным процессом,
внутренние пределы которого становятся условием для любой формы вычислений.
Т.о. в культурное поле вступает не несостоятельность компьютеров охватить
неисчислимое, но способность неисчислимого - несжимаемой и энтропийной
экспансии дэйта - приводить в движение то, что может вычисляться.
В заключение хочу подчеркнуть тот аргумент, что
алгоритмы обнажают как раз неизбежную реальность автоматизированных режимов
мышления посредством автоматизированных пространственно-темпоральных структур
данных, которые не подверстываются под тотализирующий принцип вычислений. В
этом плане, если мы хотим понимать алгоритмическую архитектуру как расширяемую
практику власти и управления, важно усомниться в допущении, что власть в её
сопряжении с компьютером, соответствует топологической форме (непрерывная
вариативность целого, связного в каждой точке). Более пристальный взгляд на
автоматизированную архитектуру показывает, что алгоритмы или вычисляющее нечто,
являются частями того, что может быть больше целостностей, как и целостности
могут быть меньше частей. Следовательно, автоматизированные алгоритмы обладают
возможностью развернуть топологическую эстетику власти во фрактальную
конфигурацию неисчислимых бесконечностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий