Теренс Блэйк даёт интерпретацию
(здесь и здесь) публичного выступления Славоя Жижека Am I a Philosopher?
с ответом на разнообразную критику в свой адрес.
В самом начале текста «Философ ли я?»
Жижек приводит фрагменты критики, которая пытается отказать ему в самом статусе
философа. Вот три основные претензии:
1)
У Жижека нет философии, нет системы, он лишь
предлагает вместе с примерами метод, он скорее «читатель философии» нежели
настоящий философ.
2)
У Жижека нет академического статуса в
сообществе, его тревожит возможность быть «исключенным из престижных
институциональных структур и философских кафедр/факультетов».
3)
Жижек – скорее возбуждающийся истерик,
чем стоический мыслитель.
Короче – Жижек не обладает
легитимностью философа.
Примитивные психологические пояснения
дополняют этот диагноз: нервозность Жижека, беспокойство, телесная судорожность
выказывают субъективацию и соматизацию его интеллектуального и социального
положение, т.е. психосоматическую реакцию на нехватку легитимности.
Вспоминается ответ Делеза на
интеллектуальный и личностный критицизм, который он дал в тексте «Мне не в чем признаваться».
Жижек также отказывается признать ряд приписываемых личных дефектов и
предпочитает поднять уровень дискуссии с такого тривиального уровня до вполне
философского. Подобно Делезу Жижек распознаёт догматический образ мысли (на
языке Лакана – дискурс Господина), лежащий в основании клеветнических
обвинений.
Жижек даёт ответ на обвинения (1) и
(3), оставляя без внимания (2), просто отметив, что нельзя дать
психо-социальную интерпретацию его нервозности и судорожных движений, поскольку
это чисто физическая манифестация органического нарушения. Что же касается двух
других претензий, он обнаруживает в их основании дихотомии, которые
отказывается принять.
(1) Метод против Системы: Жижек указывает, что его деятельность не
является чисто методологической или «деконструктивной», она также содержит
конструктивный элемент -«тип» онтологии или «квази-онтологии», которая набрасывает
своего рода «структуру реальности».
(3) Истерик
против Господина: ответ Жижека по этому пункту состоит в том, что философия
после Канта и Гегеля не вписывается в догматичный образ дискурсивного
Господина. Философия деконструктивна и рефлексивна, но не является только деструктивной.
Это следует из того, что тупики мышления и препятствия на пути знания,
обнаруживаемые деконструкцией, это не просто эпистемологические обломы, они
имеют онтологическое значение и нагруженность. Углубляя свой анализ, Жижек обращается
к двум посмертно опубликованным рукописям Альтюссера: «Введение в философию для
не-философов» (Initiation a la philosophie pour les non-philosophes) и «Быть марксистом в философии» (Etre marxiste en philosophie). Жижек обнаруживает, что под поверхностным
отказом от «теоретизации» а также сциентизма, характерным для ранних работ
Альтюссера (например – «За Маркса»), здесь сохраняется определенное число
сциентистских допущений.
В частности, наивное
противопоставление Альтюссером науки и идеологии сохраняется в идее, что
философия порождается как реакция на развитие науки и что она стремится вписать
научные достижения в пространство смыслов, как это делает религия. Отчасти
признавая справедливость этой мысли, Жижек утверждает, что более глубокое
противостояние имеет место не между философией и наукой (которое является лишь
конъюнктурным в зависимости от исторической ситуации и состояния текущих схваток),
но скорее между философией и софистами.
Жижек различает то, что он называет,
вспоминая о Ларуэлле (Laruelle), «стандартной ситуацией», где задача
философии состоит в «удержании субверсивного потенциала науки», и другую
ситуацию, называя её «не-стандартной»,
где философия и наука дают нам оружие в сфере классовой борьбы. Жижек безусловно
отвергает целостную модель стандартной философии, но не считает, что
единственной альтернативой является чисто негативная деконструкция.
Что-то не так с альтюссеровским
принципом демаркации и следующим отсюда историческим нарративом. Жижек
утверждает, что если мы усматриваем вражду философии и софистики, то нам уже не
угрожает захваченность простым дуализмом. Софистика совершает действительное
открытие, которое стандартная философия старается скрыть. Это открытие состоит
в невозможности фиксации смысла в пределах универсальной неизменяющейся
системы, базирующейся на синхронической онтологии.
Чтобы избежать попадания в
ловушку тотального скептицизма или поверхностного релятивизма, не-стандартная
философия дополняет это открытие новой онтологической идеей. Эта неудача с
достижением унивокальности, всеобщности и стабильности есть не просто
негативный момент, препятствующий нам в получении абсолютного знания, но,
скорее, это также позитивное свойство, дающее нам онтологическое знание иного
рода, «не-стандартную» философию, если вам угодно. Это то, что Жижек называет
«квази-онтологией», а я рассматривал под именем «диахронической онтологии» (diachronic ontology).
Примечание: критика Жижеком
«простоты» и «надменности» Альтюссера по праву может быть перенесена на
Ларуэлля. Подобно Альтюссеру, Ларуэлль также запускает «грубо упрощенные»
заявления об универсальной структуре философии, и речи Ларуэлля также
демонстрируют перформативное противоречие между «скромным» содержанием (критика
философской претензии) и высокомерной формы. Источник здесь единый и для
Альтюссера и для Ларуэлля: наивный и догматичный принцип демаркации, упрощенная
и унивокальная терминология, а также чрезмерная степень уверенности в форме
провозглашения.
Zizek,
“Am I a Philosopher?”:
Однако, в том, что Альтюссер
действительно делает, когда говорит о философии, а
также его «процесс провозглашения», его подход к философии – во
всём этом можно легко различить точную оппозицию того, что он характеризует
как материалистический подход: грубо упрощенные универсальные положения,
претендующие на определение универсальных ключевых свойств философии без
каких-либо оговорок.
Рассматривая исходный вопрос «является
ли Жижек философом», мы оказываемся перед двумя правдоподобными возможными
ответами (настоящий параллакс!):
1)
Жижек – истерический персонаж из сферы культурных исследований,
невротичный философ-неудачник
2) Жижек – поборник нового образа
мысли, другой разновидности философии, Жижек – квази-онтолог.
Разбираясь в коллизии я опирался на
первые шесть страниц текста. Неожиданно на странице 7 Жижек меняет тему и
начинает разговор о Лакане и прибавочном наслаждении и здесь мы остаёмся
озадаченными относительно первой темы о природе философии.
Жижек несколько раз выступал последнее
время примерно с той же проблематикой, только без рефлексивной преамбулы на
предмет «философ ли я?» Каждое его выступление будто составлено из разнородных
«блоков» в различных комбинациях, некоторые включали пассажи, отсутствующие в
других местах, с выпадением фрагментов. Это должно подтверждать стереотип
Жижека как невротичного философа-неудачника, неспособного собрать всё говоримое
в когерентную целостность…
Другое прочтение текста возможно в
оптике «Жижека как квази-онтолога». Здесь
мы, полагаясь на себя, пытаемся обнаружить концептуальную проблематичность,
связывая отдельные блоки. Иногда это непросто, и мы не станем тратить время и
усилия в попытке реконструировать философию лежащую в основании, если уже
убеждены в отсутствии таковой, т.е. что Жижек не философ. Однако возможна иная
реакция. Описание Жижеком прибавочного наслаждения ведет к дискуссии о
напрасном постулировании отдельного «подлинного» Реального, перформативности,
политики идентичности и фабриковании ложной универсальной идентичности через
отказ от особых привилегий. Моя интерпретативная гипотеза состоит в том, что
нить между гетерогенными блоками не столько дискурсивна
(в смысле «университетского дискурса»), как перформативна.
Ответ Жижека на собственный вопрос
состоит не в том, чтобы дать определенный и быстрый ответ, касающийся
идентичности, а чтобы развлечь нас перформансом. «Развлечение» - параллаксный
концепт. Как нам напоминает пост-юнгианский аналитик Джеймс Хиллман (James Hillman),
это означает удержание в промежутке между двумя возможностями:
Это слово «развлекать» означает «удерживать
между». С идеей вы поступаете именно так, удерживаете между – между вашими
ладонями.
«Действенность» философии, по Жижеку,
состоит в удержании идеи между двух альтернатив – практического применения
истерии и академической теоретической рефлексии. Так Жижек поступает с
вопросом, от которого отталкивается - «философ ли я?» - подспудно диагностирет
фиксацию на идентичностях, допущение об онтологии идентичности, которая
вписывает социальные идентичности в предполагаемое ядро Реального. Философия по
Жижеку принадлежит деятельности и наслаждению. Статус философа есть нечто
другое: это ретроспективное реконструирование идентичности и её исключений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий