четверг, 10 августа 2017 г.

Урок "Илиады": иссякший гнев

Бьюн-Чул Хан Кишащий Рой: Цифровые перспективы (Byung-Chul Han, In the Swarm: Digital Prospects, 2017). 
Небольшая книга, по сути – сборник эссе формата фэйсбучных постов, предмет которых - эффекты медиа-опосредованных коммуникаций и цифровой пролиферации. Тональность текстов встревоженно-предостерегающая. Ниже – один из фрагментов.


Общество Оскорблений

Волны оскорблений очень эффективно мобилизуют и организуют внимание. Однако быстротечность и непостоянство делают их непригодными для формирования публичного дискурса или общественного пространства. Они слишком неуправляемы, неисчислимы, изменчивы, эфемерны и аморфны. Они вдруг вздуваются – и они же также быстро рассеиваются. Они подобны «умной толпе» (смарт-моб). Они лишены  стабильности, устойчивости и непрерывности – того, что необходимо для гражданского взаимодействия. Они, т.о. сопротивляются интеграции в стабильный дискурсивный контекст. Волны оскорблений часто возникают как реакция на события незначительной общественной или политической важности.

Общество оскорблений это общество скандала. Ему недостаёт терпения – сдержанности и позиции. Беспокойство, истерия и упрямство, маркирующие волны оскорблений, не допускают тактичной и взвешенной коммуникации; они препятствуют диалогу и дискурсу. Однако терпение, в определенном отношении, есть то, что конституирует гражданскую сферу. Кроме того, чтобы эта сфере проявилась, необходима дистанция. Еще важно, что волны оскорблений слабо идентифицируются с сообществом как оно есть. Оскорбленные не формируют устойчивого мы, которое проявляло бы беспокойство об обществе в целом. Разъяренные граждане, оставаясь гражданами, не выказывают такой заботы о социальном теле в его полноте, как о себе самих. По этой причине оскорбленность быстро рассеивается.

Первым словом Илиады является mēnin, означающее «ярость» или «гнев».  «Гневбогиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». Так начинается первый повествовательный акт Западной культуры. Здесь гнев достоин воспевания, поскольку приводит в движение сюжет поэмы как целое: он структурирует, вдохновляет и задаёт ритм. Проще говоря он является героической материей действия.

Илиада – песнь гнева. Такой гнев является нарративно-эпическим, поскольку рассказывает о деяниях особого рода. В этом отношении гнев совершенно непохож на злость, аффект волн оскорблений. Цифровое оскорбление не может воспеваться. Наоборот, это есть аффективное состояние, лишающее способности действовать. Общее безумие и легкомыслие, характеризующие современное общество, препятствуют возгонке эпической энергии гнева. Гнев, в строгом смысле, это больше чем аффективное состояние. Он означает способность или силу прерывания наличных обстоятельств и осуществления новых. Тем самым гнев производит будущее. Сегодняшние конвульсии оскорблений крайне скоротечны и случайны. Оскорблению недостаёт массивности – гравитации – которая необходима для действия. Оно не производит будущего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий