Сречко Хорват вместе со
Славоем Жижеком исследовал проблематику «революции», технологии - с Джулианом
Ассанжем и демократию - с Янисом Варуфакисом.
Недавно вышедшая Радикальность Любви - уникальная и
примечательная книга. Подобно миллионам других книг в истории она о любви.
Также подобно миллионам других книг она о политике. Но обращение к любви одновременно
с политикой не имеет сходства с другими книгами. Возражая той идее, что любовь
это сфера приватного, личного и а-политичного, Хорват показывает, как всякий
акт любви и желания соединяется в этот самый момент с политикой. Он даёт дианоз
современной ситуации как унылой, когда большая часть любовного опыта сводится к
протому нарциссизму. Но он также намечает перспективы для политически
радикальной любви, которая преобразует политику между людьми.
О: Думаю, что эти Grindеr, Tindеr и онлайн
знакомства - прекрасные иллюстрации и одновременно печальные иллюстрации той
ситуации, в которой мы находимся, когда говорим о любви. Недавно будучи в
Лондоне я просматривал обычные газеты и увидел такой заголовок: «Передай на
аутсорсинг свою сетевую жизнь
Кибер-Дворецкому». Это новейший тренд и эти тенденции могут дать нам
теоретические ответы на то, что произойдет с любовью в 21м веке. Сервис
работает, настраивая ваш дэйтинг-профайл на все сайты знакомств так, что нужно лишь
оказаться в нужное время в нужном месте. Скрывающаяся здесь идеология состоит в
том, что это идеальный сервис для занятых профессионалов, которые не желают
терять время на хлопоты, делающие возможным случай любви, а передают эти заботы
на «аутсорсинг». В действительности мы здесь видим, что в то же самое время,
когда Эппл передаёт на аутсорсинг
производство айфона компании Фокскон
на Тайване, который затем использует аутсорсинг в Китае, мы имеем дело с
проникновением капиталистической системы в самую интимную сферу: романтические знакомства
и саму любовь.
В: То есть налицо проблема
с любовью такого рода? Т.е. вы говорите что наша ситуация печальна и даже
трагична?
О: Да, я утверждаю, что
это своего рода нарциссическая любовь, подтверждающая идентичность, любовь от
которой следует бежать. Посмотрите, что происходит в фильме Спайка Джонза Она (Her), где герой Хоакина Феникса влюбляется в операционную
систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Ведь фактически он влюбляется в самого
себя, и я думаю, здесь нам показывают, что мы часто влюбляемся не в другого
человека, а в самого себя и потребности в другом уже нет, нужен лишь образ.
Другая очевидная параллель это классическая история из третьей книги Метафорфозы Овидия, история Нарцисса,
когда субъект любит в другом образ, в котором хотел бы воплотиться сам. Этот
пример нарциссической любви трагичен и уныл, он просто подтверждает нашу
индивидуальность.
В: Ну и что мы должны
делать в этом бесцветном ландшафте любви будущего? Какой могла бы быть
альтернатива? Что такое «радикальная» любовь?
О: У нас есть идея
романтической любви, в основании которой лежит мысль об «отсутствующей
половинке», которая – есть ли у меня право заходить столь далеко? – погубила
целые поколения стремлением к «подлинной
любви». Это старинный миф,
представленный в Пире Платона, где
Аристофан предлагает историю о «родственных душах», в которой одна половинка
пытается найти соответствующую ей другую и пока не найдёт эту отсутствующую
часть, никогда не обретет полноты. Похоже, эта идея любви стала доминирующей и
сегодня нам нужно реабилитировать как раз противоположную идею. Если
психоанализ нас чему-то и научил, так это тому, что у каждого есть определенная
нехватка и что другой не является тем, кто способен её компенсировать. По этой
причине Лакан однажды сказал, что «любовь – это давать то, чего не имеешь…» с
продолжением, о котором большинство стремится забыть: «… тому, кто в этом не
нуждается». Это должно быть основной формулой книги Радикальность Любви. Речь о том, чтобы дать кому-то не то чего он
хочет, а то, в чем он не нуждается, бросая ему вызов, а вовсе не обеспечивая
«полнотой». Радикальная любовь означает принятие самой инаковости Другого,
принятие его непохожести, и я думаю, в этом мог бы быть выход из нынешней
проблемы, когда люди находятся в ловушке нарцисизма и не могут из неё
выбраться.
В: Я знаю, что вы активно работаете с идеями
Бадью и многим обязаны его исследованиям любви, но есть ключевые различия между
вами и Бадью, особенно что касается позиции, которую вы занимает в книге по
отношениям любви и политики. Если в книге Хвала
Любви (In Praise of Love) Бадью настаивает, что любовь и политика совершенно
разные сферы, вы утверждаете обратное. Почему любовь следует считать политической темой?
О: Что большинство
политических философов учитывают не в полной мере – я имею в виду Спинозу,
Лиотара с его «либидинальной экономией», Делеза и Гваттари с их философией
желания и прочтение Спинозы у Негри – это то, что любовь и желание уже являются частью политики. Более
того, не бывает политики без желания. Что я пытался показать в книге – это то, как
можно увидеть такое делезианское воплощение рассматривая, к примеру
тоталитарные системы. Среди прочего я занимался изучением не только Октябрьской
революции или «68го», но и Иранской революции. Эти политические системы
пытались не только контролировать или подавлять, но производить энергию, как
сказал бы Фуко. Что в действительности делают сильные режимы - они не только
запрещают желания и препятствуют нам
действовать соответственно желаниям, но также и производят желания. К примеру,
именно это делала Иранская революция, но можно привести и другие примеры.
Возьмем Французскую революцию, в ходе которой было создано то, что можно
называть современной порнографией – то, что имело тогда подрывной характер в
отличие от порнографии сегодня. Такие революционные политические движения
производили желание. Потому я заявляю, что невозможно понимать современную политику
без понимания сферы желания и любви. Правые гораздо активнее занимаются
манипуляциями и использованием эмоций для своей пользы чем Левые, и если
ограничиться одной фразой насчет любви, то вот она: чтобы политика и политическая философия Левых
стала успешной, она должна этому учиться – относиться к Любви серьезно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий