вторник, 30 августа 2016 г.

Сречко Хорват: Любовь как Политика

Сречко Хорват вместе со Славоем Жижеком исследовал проблематику «революции», технологии - с Джулианом Ассанжем и демократию - с Янисом Варуфакисом.
Недавно вышедшая Радикальность Любви - уникальная и примечательная книга. Подобно миллионам других книг в истории она о любви. Также подобно миллионам других книг она о политике. Но обращение к любви одновременно с политикой не имеет сходства с другими книгами. Возражая той идее, что любовь это сфера приватного, личного и а-политичного, Хорват показывает, как всякий акт любви и желания соединяется в этот самый момент с политикой. Он даёт дианоз современной ситуации как унылой, когда большая часть любовного опыта сводится к протому нарциссизму. Но он также намечает перспективы для политически радикальной любви, которая преобразует политику между людьми.

Ниже - интервью (Alfie Bownкнижное обозрение, Гонконг).

В: Давайте начнем с забавного вопроса: что  вы думаете о Tindеr, Grindеr и он-лайн знакомствах?

О: Думаю, что эти Grindеr, Tindеr и онлайн знакомства - прекрасные иллюстрации и одновременно печальные иллюстрации той ситуации, в которой мы находимся, когда говорим о любви. Недавно будучи в Лондоне я просматривал обычные газеты и увидел такой заголовок: «Передай на аутсорсинг свою  сетевую жизнь Кибер-Дворецкому». Это новейший тренд и эти тенденции могут дать нам теоретические ответы на то, что произойдет с любовью в 21м веке. Сервис работает, настраивая ваш дэйтинг-профайл на все сайты знакомств так, что нужно лишь оказаться в нужное время в нужном месте. Скрывающаяся здесь идеология состоит в том, что это идеальный сервис для занятых профессионалов, которые не желают терять время на хлопоты, делающие возможным случай любви, а передают эти заботы на «аутсорсинг». В действительности мы здесь видим, что в то же самое время, когда Эппл передаёт на аутсорсинг производство айфона компании Фокскон на Тайване, который затем использует аутсорсинг в Китае, мы имеем дело с проникновением капиталистической системы в самую интимную сферу: романтические знакомства и саму любовь.

В: То есть налицо проблема с любовью такого рода? Т.е. вы говорите что наша ситуация печальна и даже трагична?

О: Да, я утверждаю, что это своего рода нарциссическая любовь, подтверждающая идентичность, любовь от которой следует бежать. Посмотрите, что происходит в фильме Спайка Джонза Она (Her), где герой Хоакина Феникса влюбляется в операционную систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Ведь фактически он влюбляется в самого себя, и я думаю, здесь нам показывают, что мы часто влюбляемся не в другого человека, а в самого себя и потребности в другом уже нет, нужен лишь образ. Другая очевидная параллель это классическая история из третьей книги Метафорфозы Овидия, история Нарцисса, когда субъект любит в другом образ, в котором хотел бы воплотиться сам. Этот пример нарциссической любви трагичен и уныл, он просто подтверждает нашу индивидуальность.

В: Ну и что мы должны делать в этом бесцветном ландшафте любви будущего? Какой могла бы быть альтернатива? Что такое «радикальная» любовь?

О: У нас есть идея романтической любви, в основании которой лежит мысль об «отсутствующей половинке», которая – есть ли у меня право заходить столь далеко? – погубила целые поколения стремлением к  «подлинной любви».  Это старинный миф, представленный в Пире Платона, где Аристофан предлагает историю о «родственных душах», в которой одна половинка пытается найти соответствующую ей другую и пока не найдёт эту отсутствующую часть, никогда не обретет полноты. Похоже, эта идея любви стала доминирующей и сегодня нам нужно реабилитировать как раз противоположную идею. Если психоанализ нас чему-то и научил, так это тому, что у каждого есть определенная нехватка и что другой не является тем, кто способен её компенсировать. По этой причине Лакан однажды сказал, что «любовь – это давать то, чего не имеешь…» с продолжением, о котором большинство стремится забыть: «… тому, кто в этом не нуждается». Это должно быть основной формулой книги Радикальность Любви. Речь о том, чтобы дать кому-то не то чего он хочет, а то, в чем он не нуждается, бросая ему вызов, а вовсе не обеспечивая «полнотой». Радикальная любовь означает принятие самой инаковости Другого, принятие его непохожести, и я думаю, в этом мог бы быть выход из нынешней проблемы, когда люди находятся в ловушке нарцисизма и не могут из неё выбраться.

В:  Я знаю, что вы активно работаете с идеями Бадью и многим обязаны его исследованиям любви, но есть ключевые различия между вами и Бадью, особенно что касается позиции, которую вы занимает в книге по отношениям любви и политики. Если в книге Хвала Любви (In Praise of Love) Бадью настаивает, что любовь и политика совершенно разные сферы, вы утверждаете обратное. Почему любовь следует считать политической темой?

О: Что большинство политических философов учитывают не в полной мере – я имею в виду Спинозу, Лиотара с его «либидинальной экономией», Делеза и Гваттари с их философией желания и прочтение Спинозы у Негри – это то, что любовь и желание уже являются частью политики. Более того, не бывает политики без желания. Что я пытался показать в книге – это то, как можно увидеть такое делезианское воплощение рассматривая, к примеру тоталитарные системы. Среди прочего я занимался изучением не только Октябрьской революции или «68го», но и Иранской революции. Эти политические системы пытались не только контролировать или подавлять, но производить энергию, как сказал бы Фуко. Что в действительности делают сильные режимы - они не только запрещают желания и  препятствуют нам действовать соответственно желаниям, но также и производят желания. К примеру, именно это делала Иранская революция, но можно привести и другие примеры. Возьмем Французскую революцию, в ходе которой было создано то, что можно называть современной порнографией – то, что имело тогда подрывной характер в отличие от порнографии сегодня. Такие революционные политические движения производили желание. Потому я заявляю, что невозможно понимать современную политику без понимания сферы желания и любви. Правые гораздо активнее занимаются манипуляциями и использованием эмоций для своей пользы чем Левые, и если ограничиться одной фразой насчет любви, то вот она:  чтобы политика и политическая философия Левых стала успешной, она должна этому учиться – относиться к Любви серьезно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий